Длительность 85 минут
Экранизация повести В. Зазубрина «Щепка». Ранний и, возможно, самый трагичный фильм Александра Рогожкина. Его действие происходит осенью 1918 года, когда после покушения на Ленина эсерки Фанни Каплан в большевистской России провозгласили политику красного террора. В сентябре — ноябре по стране прокатилась волна ареста и массовых казней. Точное количество жертв того времени определить невозможно; в разных источниках называются цифры от 50.000 до 140.000 человек. Органы ЧК чаще арестовывали людей не за реальные прегрешения, но просто за принадлежность к чуждому сословию. В число незаслуженно обвинённых попадали: дворяне, офицеры, священнослужители, купцы, слишком вольно мыслящая интеллигенция и просто случайные люди. Авторы фильма поставили перед собой задачу реалистически, даже натуралистически показать жуткий алгоритма расправы над заключёнными. Тот самый, который позднее массово применялся в годы сталинских репрессий и откровенно напоминавший преступления нацистов. Весь процесс совершался в здании губернского ЧК. Каждое дело попадало в руки тройки, рассматривавшей его в течение 1 минуты по песочным часам.
Единственная используемая форма наказания — высшая; исключения настолько редки, что становились сенсацией. Осуждённые ожидали казни в набитых до отказа камерах. Оттуда их выводили в подвал, там раздевали и под звуки включённой на улице музыки расстреливали пятерками. Голые трупы блоком поднимали наверх, грузили в кузов автомобиля до краёв, закрывали брезентом и увозили к месту последнего успокоения. Ужасна обыденность массового убийства, совершаемого под лозунгом защиты большевистского режима. Понятен общий страх населения, перед служителями нового закона, упивающихся своей властью, вседозволенностью и безнаказанностью.
Центральными винтиками бездушной машины террора являлась всемогущая тройка: председатель губернской ЧК Срубов, его помощники Ян Пепел и Исаак Кац. Психологически наиболее сложен глава судилиша. В нём есть ум не совсем умерла совесть, поэтому он пытается обосновать свои действия необходимостью пройти через грязь и кровь, чтобы возвести кристально чистое общество будущего. Ради этого терпит доносчиков, сдающих власти даже своих родственников, идёт как сквозь строй от шарахающихся в стороны горожан. Находятся смелые люди, которые не боятся крикнуть ему в лицо «убийца» или дать оскорбительную пощёчину. Всё это не проходит бесследно для психики руководителя: в финале его вытаскивают из петли и отвозят в психиатричку. Из сообщников Срубова нас больше интересует образ нашего соплеменника Каца (Михаил Вассербаум), бездушного чекиста. Это готовый продукт тоталитаризма, который принимал личное участие в расстрелах и (если ему не напомнят «пятую графу») убеждённо служил репрессивному режиму. Учитывал конфискованные ценности, рассказывал после казней пошлые анекдоты. Степень его нравственного падения и мотивы поведения особенно проявились сцене допроса «классового врага» купца Карла Генриха Зикельмана (Илья Ривин). Приведём диалог полностью.
Зикельман: Я не понимаю чего вы хотите от меня? Ну какой вред я принёс вашей власти? Всё, что у меня было я отдал.
Кац: У вас забрали.
Зикельман: Я отдал без сопротивления. В чём моя вина? Ваш отец работал у меня в магазине. Вы учились и получили приличное образование.
Кац (перебивает) Да мой отец всю жизнь горбатился на вас.
Зикельман: Ваш отец обворовал меня на 500 рублей. И, если бы не это (революция) сидеть бы ему в остроге. А вы, между прочим, учились на деньги общины.
Кац (кричит) Да вы как клоп всю жизнь сосали кровь из народа.
Зикельман: Народа? Да народ не ходил в мой ювелирный магазин. Только один раз пришли и у меня не стало магазина. Магазин вы забрали.
Кац (перебивает): Жидюга! Жидюга! Жид! Ты Жид.
Зикельман: (с возмущением): Да ты сам такой!. Посмотри на себя! (хватает Каца за волосы и трижды бьёт его головой об стол) Что вы с нами сделали. Мы вас учили. А надо было драть. драть, драть…
Кац: Отпусти, мне больно. Да больно же. (В этот момент Зикельмана свалил сердечный приступ, но, думается, судьба его была решена).
В целом судьба персонажей фильма достаточно чётко показывает, что участие в насилии гражданской войны приводило к деградации личности всех вовлечённых в этот процесс независимо от национальной принадлежности. Характер массовых репрессий побуждает вспомнить ленты, показывающие зверства германских нацистов. Киноленту можно найти в торрентах.