Залман или безумство Бога (США, 1975) Режиссёры П. Левин, А. Шнайдер

Длительность 120 минут
Экранизация одноимённой пьесы, созданной Марион Визель на базе книги её отца «Безмолвные евреи» или «Евреи молчания». Толчком для создания произведения стал визит писателя в СССР осенью 1965 года. Накануне Йом-Кипура он оказался в России, «в синагоге, переполненной людьми. Воздух был душным. Кантор пел… Внезапно меня пронзила безумная мысль… Что-то должно произойти; в любой момент когда раввин проснется, встряхнется, ударит по кафедре и закричит, прокричит свою боль, свою ярость, свою правду. Я чувствовал, как внутри меня нарастает напряжение; ожидание стало невыносимым. Но ничего не произошло… Было слишком поздно. У раввина больше не было сил вообразить себя свободным». Год спустя вышла книга путевых впечатлений автора в которой он описал посещение Москвы, Киева, Ленинграда, Вильнюса, Минска и Тбилиси. Она не имеет связного сюжета, её ценность в показе угнетённого положения советских евреев, отрезанных от всего мира железным занавесом. Произведение вызвало интерес во всё мире и способствовало началу организованной борьбы за разрешение свободного выезда в Израиль. На его материале создана пьеса и телефильм.

По сюжету книги раввин (Йозеф Вайсман) в котором мы узнаём Визеля приехал в СССР, где встречался, как с духовными лидерами (рабби Залманом – Ричард Бауэр), так и с функционерами еврейских общин (Роберт Проски). Но, самое главное, он говорил с простыми соплеменниками, жившими в различных регионах огромной страны. По скупым упоминаниям фильм разбивается на ряд эпизодов, где еврейские мужчины и женщины, молодые и старые, преодолевая страх перед идеологическим гнётом и вездесущим КГБ, расспрашивали гостя из-за рубежа о жизни соплеменников в Америке, в Западной Европе и, прежде всего, в Израиле. Рассказывали как им запрещали изучать иврит, как с трудом добывали скудные знания о традиции или текущих событиях в еврейском государстве. Но они всё равно учили язык, праздновали еврейские праздники, подвергая себя риску тюремного заключения. Многие приходили в синагоги не для того, чтобы молиться, а из желания идентифицировать себя со своим этносом о котором они почти ничего не знали. Все встреченные соплеменники видели в раввине посланца иного мира и надеялись получить от него помощь. В результате он пообещал донести информацию о положении этих людей до внешнего мира. По мнению автора «пьеса освещала не только тяжелое положение советского еврея, но и страдания тех людей во всем мире, которые должны выживать — и при этом жаждать чего-то большего, чем просто выживание». Экранизация сыграла свою пропагандистскую роль, но, видимо оказалась много слабее книги и когда ситуация изменилась её забыли. Сейчас информации о ней мало, видеоматериалы в интернете не обнаружены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.