7 благословений (Израиль, 2023) Режиссёр А. Менахми

Длительность 105 минут
Реалистическая семейная драма, которая «посвящается всем женщинам от которых отказались в детстве, матерям и их семьям». Семь благословений (Шева брахот) — важная часть иудейского свадебного обряда. Они произносятся по одному в каждый день праздничной недели в новом месте, желательно в квартире кого-то из родственников. Главная героиня — Мари (Раймон Амсалем) родилась в многодетной еврейской семье в Марокко. В двухлетнем возрасте мать Ханна (Тики Даян) отдала ребёнка сестре Грасии (Ривка Бачар). Этот поступок соответствовал существовавшему среди марокканских евреев обычаю, называвшемуся «заём дочери». По нему многодетная мать отдавала одно из своих чад бездетной сестре, дабы та избежала развода после десяти лет брака. Сначала Мари росла во Франции, затем её перевезли в Израиль и вернули в родную семью. Через несколько лет она вновь оказалась у суровой приёмной матери в Париже. Как сказала сама главная героиня её «передавали как посылку из рук в руки». У Мари не было постоянного дома и семьи, поэтому в отрочестве и юности она пронесла чувство одиночества и глубокую обиду на биологическую мать. Жизнь у женщины вроде бы сложилась; получила образование, имела хорошую должность во французском банке.

К 40 годам решилась создать семью с ашкеназом Даном (Эран Мор), выходцем из состоятельной семьи (отец главврач больницы; мать — психотерапевт) Свою свадьбу Мари решила отметить в Израиле, где отсутствовала последние 10 лет. После торжественного обряда и раздачи подарков она должна была неделю посещать родных во имя исполнения семи благословений. Однако во время свадебной фотографии сцена на которой стояли участники церемонии обрушилась, и эта деталь стала символом содержания фильма.
Возвращаясь в Израиль Мари ожидала увидеть на лицах близких раскаяние за совершенные с ней в детстве без её согласия перемещения. Но, по мнению родственников, неблагодарная невеста просто капризничает, хотя попала к богатой тёте и выросла, не зная бедности родителей. Именно за неделю «брахот» вылезла наружу не только главная застарелая проблема, но и конфликты разъедающие когда-то дружную семью. Каждая глава фильма: «Дом Ханы», «Дом Дорис», «Дом Ирит», «Дом Грации», «Дом Давида» показывает её  разброд во взглядах под новым углом. Ведь рамки клана объединили совершенно разных людей— от светских до соблюдающих обряды, от тех, кто пытается следовать заветам страны исхода, до тех, кто начал погружаться в космополитизм. С ними зритель знакомится при просмотре очень достоверно воссозданной бытовой среды. В эпилоге через полгода уже беременная Мари снова в Израиле. За эти месяцы приёмная мать Грасия умерла, а Хана доживает последние дни в хосписе для безнадёжно больных. Увидев угасающую старушку, главная героиня осознаёт насколько мелкими выглядят все прошлые обиды перед лицом смерти…Зрители и СМИ одобрительно отнеслись к появлению фильма. Рецензент сайта «Калькалист» Яир Роа отмечал 07.09.2023 «Режиссура и монтаж Менахми позволяют зрителям почувствовать себя неотъемлемой частью этой семьи, как будто мы сидим с ними за одним столом и рядом с ними. Все актрисы, образно говоря, героически сражаются между собой, чтобы выяснить, кто у кого украдет шоу. Амсалем и ветеран сцены Даян — турбодвигатели, которые подпитывают фильм энергией. Однако, особое внимание уделите Ривке Бачар в роли тети Грации, приёмной матери, которая растет как ведущий персонаж вместе с Амсалем. Продюсеры фильма решили выдвинуть только главный женский яиц в качестве кандидатов на премию «Офир». Возможно, стратегически правильно сосредоточить голоса на двух ярких персонажах, но это несправедливо по отношению к актрисам и фильму, которые легко могли бы получить не 10, а 15 номинаций на премию «Офир»… «Фильм начинается и заканчивается сценой, где немой член семьи выступает в роли рассказчика, рассказывая историю и традиции на языке жестов. Традиция, представленная в фильме, имеет глубокий смысл, но члены семьи игнорируют ее, поскольку она передается им и нам в зашифрованном виде. В конце фильма этот колоритный образ немого дяди, появляющийся на протяжении двух с половиной сцен, становится в нем главным мотивом — в многодетных семьях, где есть драмы и расчеты, возможно, лучше промолчать».
Фильм содержит интересный материал по особенностям жизни марокканских евреев, сохраняющих свою культуру и на исторической родине. Любопытные штрихи к проблеме исполнения религиозных мицвот (можно ли пить некошерное, хотя и очень хорошее французское вино). «Шева брахот» получили 10 премий «Офир» Израильской академии кино и телевидения, в том числе за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучшую женскую роль (Реймонд Амсаллем), лучшую женскую роль второго плана (Тиква Даян) и лучший сценарий. Как победитель премии «Офир» фильм представлял Израиль на конкурсе Американской киноакадемии «Оскар» 2024. Лента имеется в интернете с русскими субтитрами.
СПРАВКА: Айелет Менахми очень редко снимает фильмы. Ее «Вороны» 1986 года считается одним из наиболее удачных израильских короткометражек всего периода существования израильского кино. С тех пор она сняла всего лишь три удачных художественных, два документальных фильма и телесериал. Один из критиков «Лучший творец в стране, который словно не желает творить». Её достижения «Шарон Мотек» и «Get», два эпизода из «Тель-авивских историй» (1992), трогательная «Лапша» (2007), сериал «Падающие на ноги» (2017). Все они о женщинах, которые постоянно убегают от чего-то или, может быть, гонятся за чем-то. Закрытые пространства «Семи благословений» не позволяют их персонажам бежать, но фильм — как и все работы Айелет — о героине, которая находится в бегах. Она стремится уйти от своей семьи, своей судьбы, желает выстроить себе иную долю, отличную от той, которую создала для нее семья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.