Татуировщик из Освенцима (США, 2024) Режиссёр Т. Шалом-Эзер

Длительность 328 минут (6 серий)
Мини-сериал основан на реальных событиях, есть русский перевод книги. Обрамление основного действия происходит в Австралии 2003-го, когда престарелый Лали Соколов (Харви Кейтель) после смерти жены решается записать историю их знакомства и любви. Ему в этом решилась помочь ухаживавшая за ним социальный работник Хезер Моррис (Мелани Лински). Далее зритель переносится в Словакию 1942 года. Марионеточное правительство Тисо обратилось к евреям своей страны с призывом ехать в трудовые лагеря на восток, где их обучат новой специальности и предоставят хорошую работу. Людвиг Айзенштедт (Джон Хауэр-Кинг) был одним из многих «клюнувших» на приманку. В действительности весь эшелон доставили в Аушвиц-Биркенау, и там большую часть привезённых немедленно уничтожили. Оставшихся в живых отправили на тяжёлые работы, где Людвиг (заключённый №32407) заразился сыпным тифом. От неминуемой смерти главного героя спас другой заключённый — француз Пепан. Он также сумел организовать перевод выздоравливавшего Айзенштедта к себе в помощники. Отныне главной работой юноши стало накалывание и покрытие несмываемой краской клейма на руках новых узников. Через несколько месяцев ему пришлось поставить номер 34902 молодой, симпатичной девушке о которой он больше ничего не знал.

Так как общение между мужским и женским лагерями воспрещались под страхом смерти, Людвиг затратил несколько недель на поиски покорившей его с первого взгляда незнакомки. С большим трудом, через подкупленного солдата охраны он узнал её имя. Это была его чешская соплеменница Гита – Гителе Фурманова (Анна Прухняк), также обратившая внимание на молодого татуировщика. Первое время она работала на складе, разбирая вещи погибших узников. Девушка приворовывала ценные украшения и передавала их Лали, а он продавал их на «черном рынке», или менял на еду. Позднее главная героиня попала в административный блок и её положение незначительно улучшилось За почти три года заключения паре пришлось пережить множество крупных и мелких испытаний но любовь придавала им силы. Они выдержали даже разлучившие их «марши смерти» зимой 1945 года и встретились в Братиславе. Поженились, уехали в Австралию, сменили фамилию на Соколов и прожили долгую счастливую жизнь.Основное достоинство сериала – подробный показ ужасающей обыденности зла. Оно заложено в самой системе организации фабрик смерти. Прежде всего намеренно, растаптывалось человеческое достоинство заключённых. Личность обрекалась на уничтожение, унизительное существование под страхом внезапной смерти, подстерегавшей в любую минуту. В такой ситуации большинство узников ломалось, в них становилось главным чувством стремление выжить любой ценой. Так поступила подруга Гиты – Силка (Яэль Тополь Маргалит), ставшая секс-рабыней коменданта Биркенау Шварцхубера. (По дополнительным источникам после войны эта молодая женщина отбыла в Сибири 15-летнее заключение за сотрудничество с нацистами). Но даже в Освенциме находилось место для доброты и сострадания. Примеры таких чувств зритель сможет увидеть сам. К сожалению, сериалу не хватает трагизма, заложенного в литературном первоисточнике. Слишком многое в нём вторично и напоминает уже виденные кинокартины на эту тему. Поэтому оценки критиков и зрителей средние. Вот лишь один фрагмент из рецензии Егора Козкина взятой из сайта «film.ru». «Любое произведение искусства, прямо или косвенно относящееся к Холокосту, априори будет воздействовать на зрителя с большой эмоциональной амплитудой. Вводя реальную любовную линию, «Татуировщик» не всегда успевает создать целостное впечатление, скатываясь к повторению всем известных стереотипов. Однако отдельные сцены позволяют зрителям прорваться сквозь удушье, ощутить спасительную силу нежности, разделённой на двоих. Кейтель и Хауэр-Кинг воплощают персонажа Лали со стойкостью и отчаянием. Прухняк и Лински органичны, но из-за схематичных диалогов практически бездействуют. Немец Най, демоничен; его Барецки уже после войны бессовестно попросит Лали поручиться за него в суде, несмотря на унижения и предательства. Соколов находит в себе силы отказаться. (…) Режиссура Тали Шалом-Эзер обезличена —история выживших Лали и Гиты затмили все остальные сюжетные линии. Продолжительный хронометраж, реалистичные декорации и песня Барбры Стрейзанд на заключительных титрах убеждают: любовь всё переживёт, даже самые античеловеческие обстоятельства. Помимо чрезмерной сентиментальности, с этим трудно не согласиться» К слову, в перечне лент о евреях недавно прошёл американский фильм на родственную тему – мелодрама Марты Кулидж «Я найду тебя». (см каталог) Он получился более поверхностным по содержанию, хотя и более совершенным по форме. Просмотр «Татуировщика…» из-за недостатков потребует больше умственных и эмоциональных усилий, но и даст гораздо больше впечатлений о Холокосте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *