Джентльменское соглашение (США, 1947) Режиссёр Э. Казан

Длительность 118 минут

Экранизация самого известного романа Лауры Хобсон (1900 – 1986). Молодой провинциальный журналист Фил Спойлер Грин переехал на запад из Калифорнии и устроился на работу в либеральный журнал. Он тут же получил от главного редактора Джона Минифи заказ на серию очерков об антисемитизме. Сначала тема его не вдохновила. Да и беседы с евреями не воодушевляли: те в большинстве считали затею совершенно безнадёжной или (как профессор Либерман) отказывались считать себя иудеями. Но затем Грину пришла в голову удачная, хотя и рискованная идея выдать себя за еврея, и испытать все «прелести» юдофобии. Так как в мегаполисе его никто не знал, он быстренько изменил свою фамилию на Гринберг и попросил всех знакомых, включая его девушку Кэти Лэйси (Дороти МакГуайр) соблюдать конспирацию до окончания его эксперимента.

В процессе своей работы Фил испытал на своей шкуре многочисленные факты антисемитизма начиная от приёма на работу, до предоставления номера в гостинице. Его сына Томми начали обзывать «грязным евреем и вонючим жидом». Масла в огонь подлила судьба друга главного героя, бывшего офицера Дэйва Голдмана (Джон Гарфилд). Тот не мог устроиться в интересующую его фирму, ибо ему из-за его национальности отказались продавать дом в состоятельном пригороде Нью-Йорка. Как следствие, он не мог перевести к себе жену и детей. А чего стоила выходка в ресторане, когда пьяный посетитель обозвал его жидом – типичный пример антисемитизма. Такое отношение, по мнению создателей ленты, основывалось на дремучих предрассудках воспитанных христианской религией и распространяющихся на все стороны жизни. Да, они не были зафиксированы ни в каких документах, но, как выразилась Кэти, существовало некое «джентльменское соглашение» (вот оно название ленты), избегать евреев, не вести с ними дел. Фил же основывал свою точку зрения противника антисемитизма на глубоком убеждении, что борьба против него – часть защиты основных принципов американской демократии, без сохранения которых США не будут тем, что они есть. Его стремление идти во всём до конца привело к конфликту с любимой девушкой, не разделяющей максимализма жениха. Но именно трусливо-примиренческая позиция многих хороших людей, не возражающих против оскорбительных реплик, анекдотов и т д, поощряла юдофобов на активные действия. Кэти же долгое время относилась к пассивному большинству, поощряющему своим молчанием антисемитов и её бездействие  была главной причиной разрыва.Перед нами не лучшая работа Элиа Казана. Фильм с точки зрения современного зрителя очень многословен, недостаточно динамичен, включает много уступок голливудским стандартам. Среди них благополучный конец – Дейв Голдман помирил главных героев. Однако привлекает главный вывод фильма «Надо же что-то делать».  Как сообщается в интернете продюсер Дэрилл Занук решил финансировать киноверсию романа после того, как ему отказали в членстве в одном из привилегированных клубов Лос-Анжелеса, ибо его там приняли за еврея. Любопытна позиция ряда кинопромышленников – евреев, которые просили Занука не снимать фильм, так как он будет «мутить воду». Они также предупредили, о возможности запрещения ленты цензурным комитетом, где было много антисемитов, но продюсера это только подзадорило. Известно и то, что Грегори Пек, известный своими прогрессивными взглядами решился создать образ Фила Грина, хотя агент артиста настоятельно советовал ему отказаться, видя в этом проекте угрозу его карьере. Актер – еврей Джон Гарфилд также с готовностью согласился играть роль Дейва Голдмана, ибо считал своим долгом участвовать в таком фильме. «Джентльменское соглашение» получило 3 приза «Оскар». Скорее всего, этому способствовала новизна темы. Вместе с вышедшим одновременно фильмом «Перекрёстный огонь» (1947, режиссёр Э. Дмитрык) лента впервые в американском кино подняла проблему послевоенного антисемитизма в США.

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>