Всё прошло хорошо (Франция, 2021) Режиссёр Ф. Озон

Длительность 113 минут
%d0%b2%d1%81%d1%91%d0%bf%d1%80%d0%be%d1%88%d0%bb%d0%be%d1%851Экранизация одноимённой книги Эмманюэль Бернейм (1955-2017), посвящённой очень непростой и дискуссионной теме эвтаназии. 85-летний французский еврей Андре Бернейм (Андре Дюссолье), бисексуал, богатый промышленник, кавалер ряда орденов, перенёс инсульт. Он частично восстановился, но сохранил горькие воспоминания о своей полной беспомощности в дни болезни. Возможность повторения такого состояния. приводила его к мысли о добровольном уходе из жизни. Но на пути к цели предстояло преодолеть немало препятствий. Во-первых, нужно было уговорить дочерей. Старшей Эмманюэль (Софи Марсо) папаша порядком подпортил детство. Младшую – Паскаль (Жеральдин Пелас), по-видимому в детстве так же не баловали вниманием. Несмотря на это, обе женщины уважительно отнеслись к отцу и приняли его желание. Начались поиски решения, ибо эвтаназия во Франции запрещена, но официально разрешена в соседней Швейцарии. На экране проходят все бюрократические проволочки: разговоры с юристом, встречи с нотариусом, последующие споры с врачами. И вот уже найдена клиника в Берне и доктор (Ханна Шигула), согласная дать препарат и проводить пациента в мир иной. Правда стоит это удовольствие недёшево – 10.000 евро. Узнав цену Андре восклицает: «А как же тогда умирают бедняки?» «О, пап, они просто ждут», — с печальной иронией отвечает Эмманюэль.

Теперь нужно организовать последнее путешествие, что тоже непросто. Моральная дилемма проявилась даже в мелочах. Фельдшер-мусульманин, узнав конечную цель наотрез отказался везти пациента, а его коллега – афроамериканец – заявил: живите дальше, ведь жизнь так прекрасна. Однако преодолены последние барьеры, отца проводили и вскоре из Швейцарии последовал ожидаемый звонок. Медик сообщила, что Андре запил роковое горькое лекарство бокалом доброго шампанского, а затем она держала его за руку, пока тот уходил в вечный сон. «Все прошло хорошо»… Так закончилась эта история, в которой еврейская тема выступила как часть очень сложной общечеловеческой проблемы.%d0%b2%d1%81%d1%91%d0%bf%d1%80%d0%be%d1%88%d0%bb%d0%be%d1%852Фильм вызвал глубокий интерес подготовленной аудитории и значительной части зрителей. Позволю привести большую выдержку из понравившейся мне рецензии на фильм Наталии Григорьевой (сайт https://www.ng.ru/cinematograph, 16.01.2022) «Заявленная в завязке тема – одна из самых сложных этических проблем современности – казалось бы, сулит слезовыжимательную драму, особенно учитывая, что ее героями являются реальные люди, чьи имена даже не изменены. Тем не менее Озон удивительным образом превращает историю про эвтаназию едва ли не в комедию – безусловно, любой смех тут сквозь слезы, но действие сквозит легкостью, непринужденностью, даже какой-то совсем вроде бы несвойственной этому режиссеру небрежностью постановки. Конечно, только видимой – достичь подобного эффекта способен лишь кинематографист-виртуоз. Старость, немощь, умирание становятся не сакральным событием, требующим тишины и благоговения, а обыденным явлением, частью жизни, возможно, самой трудной, но простой в своей неизбежности. Бытовая суета сменяется минутами созерцания, отчаяние – саркастическими шутками и нелепыми ситуациями, по кусочкам складывается история не такой уж счастливой семьи. С отцом-тираном, подпортившим детство Эмманюэль, и отстраненной матерью (Рэмплинг), чье сердце он, очевидно, также покалечил – в кадре то и дело маячит некий эксцентричный, подозреваемый в алчности и презираемый всеми Жерар (Грегори Гадебуа), любовник старика. Но даже флешбэки-воспоминания, которые мелькают в голове героини Марсо, лишь намекают на семейные драмы, своей безмятежностью создают тревожное предчувствие, которое приходится читать между строк. (…)%d0%b2%d1%81%d1%91%d0%bf%d1%80%d0%be%d1%88%d0%bb%d0%be%d1%853Этот необычный фильм даже не о смерти, а о прощании – пожалуй, самая тонкая из последних работ Франсуа Озона. Прежнего мастера эстетики и эпатажа сегодня можно узнать только по филигранной работе с актерами, по стройнейшему ритму повествования и безупречной композиции, по отсутствию приторной и надуманной морали. В конце – все это, однако, утопает в зрелой сентиментальности, которая никогда не была ему свойственна. На смену вымышленным, в хорошем смысле вычурным, предельно чувственным историям пришли внешне более тихие, все чаще основанные на правдивых историях. Секс и смерть, эрос и танатос всегда шли в фильмографии Озона рука об руку, но разговор о них со временем приобрел иную тональность. Куда менее циничную, куда более приземленную и реалистичную. Удивительная трансформация состоявшегося режиссера, доказывающая истинное мастерство – оно, пожалуй, кроется в чуткости и умении прислушиваться к самому себе, облекая собственные переживания в фильмы, способные затронуть важнейшие общечеловеческие вопросы»

Всё прошло хорошо (Франция, 2021) Режиссёр Ф. Озон: 4 комментария

  1. Сделать умное драмеди на такую тему – надо быть большим талантом. Точно найденная интонация, прекрасный ансамбль актёров и, как результат, очень человечное кино.

  2. Вечная тема подготовки к смерти Показана хорошо. Правильно сделал главный герой. Уходить нужно вовремя. Чтобы о тебе помнили хорошее, а не то, как ты доживал.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>