Саломея (фильм-балет, Испания, 2002) Сценарист и режиссёр К. Саура

Длительность 82 минуты

СаломеяСаура0Интересное толкование трагедии Оскара Уайлда (подробно о пьесе см  аннотацию “Саломея” – опера)  сделанное признанным мастером мирового кино, испанцем Карлосом Саурой. Этот режиссёр доподлинно знает и умеет передать на экране, атмосферу и дух родной культуры, что нашло отражение в фильмах: «Кровавая свадьба» (1981), «Кармен» (1993), нескольких документальных лентах. Оригинальный замысел показать старую историю в танце через сочетание фламенко и классического балета воплотился в блестящее произведение искусства. Лента чётко распадается на две части. Первые полчаса – показ создания спектакля. В этом разделе его постановщик (Пере Аркиллуэ) излагает евангельскую версию показанных на сцене событий и даёт предельно чёткую концепцию будущего представления. «Рассказ о Саломее интересен, потому что это единственный рассказ где любовь или страсть доведены до предела, а месть является главной осью сюжета».  Однако далее в его уста вложены крайне любопытные соображения позволяющие взглянуть на показанную историю с иной точки зрения.

«…Более интересно предположить, что страсть, всепоглощающая любовь Саломеи к Иоанну Крестителю, борьба телесного с духовным (подч мною) и есть то главное, что направляет этот сюжет к гибели её возлюбленного».СаломеяСаура3Чувство овладевшее царевной уже при первой встрече с пророком, наталкивается на отпор оскорбляющий гордость и пробуждающий властолюбие юной женщины. Обида, сделала её неспособной трезво оценивать свои поступки и превратила в игрушку в преступных руках матери. Ощущение личной катастрофы наступает для неё только после выполнения коварной просьбы Иродиады, именно тогда она осознает значимость утраты и силу охватившего её чувства. Замысел Сауры потребовал изменения акцентов в повествовании и это коснулось прежде всего Иоанна. «Ирод, Саломея, Иродиада чётко определены… У каждого из них есть свои причины желать смерти пророка, хотя царевна похоже выступает жертвой интриг матери. Иоанн Креститель – персонаж более сложный».СаломеяСаура11В начальном разделе фильма мы видим как создавалась атмосфера будущего спектакля. Первая его составляющая – это музыка: сочетание испанских мелодий с восточными и где-то еврейскими интонациями. Второе – уже отмеченный выше, удивительно органичный симбиоз танцевального стиля фламенко с элементами классического балета. И третье – разработка точных, зачастую неожиданных мизансцен. Внешне малосущественными, но внутренне необходимыми фрагментами стали рассказы ведущих исполнителей о своей творческой судьбе. В результате мы уже на репетициях увидели удивительное слияние энергии, чувственности и психологической достоверности. А далее – самое главное – спектакль…СаломеяСаура1В нем можно выделить несколько фрагментов откровенно уводящих повествование в сторону от Уальда и предлагающих новое понимание евангельского конфликта. Первый – дуэт Саломеи (Аида Гомес) и Иоанна (Хавьер Тока). По фильму получилось, что пророк открыл глаза царевне на безнравственность поведения матери и отчима. Похоже это Иродиада убила своего мужа, прежде чем стать женой его брата (некий «гамлетовский» мотив). Неожиданная откровенность в окружающем Саломею мире лжи пробудили чувства царевны, но пророк отверг её, хотя сделал это не столь решительно, как в трагедии Уайльда или в Новом Завете. Похоже, в глубине души он также испытал к ней нежные чувства, однако нашёл в своей религиозной одержимости силы противостоять им. Второй фрагмент – знаменитый танец семи вуалей. Начавшись медленно, неторопливо, он затем раскручивается как тугая пружина достигая эмоциональной кульминации даже не в появлении царевны топлесс, а в её категорическом требовании подать ей голову Иоанна Крестителя. Эпизод явления “блюда” сделанный, кстати, очень эстетично, без всякого натурализма, несколько неожиданно переводит развитие конфликта в русло лирической драмы. Осознав потерю, Саломея умирает сама (её не убивают, как у Оскара Уайлда). История жестокости и мести превратилась тем самым в повествование о всепобеждающей силе любви…СаломеяСаура2Данная аннотация не более чем справка о характере и направлении развития конфликтов. Подобный фильм следует только смотреть ибо он представляет собой любопытнейший образец создания сложной образной системы через искусство балета и показывает высочайшее мастерство исполнителей. Пример воздействия еврейской культуры на культуру мировую. Ниже приведены два отзыва заинтересованных зрителей.Карлос Саура показал что танец может намного выразительней слов, выявлять человеческие эмоции. Не просто радость или печаль, а гораздо более потаённые, запретные помыслы, которые сами герои, возможно, не до конца осознают. (…) Нам очень повезло, что именно фламенко стал танцем помощью которого нам эту историю рассказали. Думаю никакая другая музыка сюда бы не подошла. А вкрапления элементов восточного танца и классического балета и вовсе делают хореографию этого шоу необыкновенной и самобытной.СаломеяСаура4Страстный танец семи вуалей исполнен Аидой Гомез с запредельной чувственностью, желанием соблазнить, он заставляет вожделеть Ирода. Она разденется до конца, потому что идет до конца в своей ненависти-любви к Иоанну. Воинственная и прекрасная женская сущность предстает в этом блестящем танце.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>