Синдром Петрушки (Россия-Швейцария-Германия, 2015) Режиссёр Е. Хазанова

Длительность 98 минут
kinopoisk.ruПримечательная экранизация одного из наиболее романов сложных израильской писательницы Дины Рубиной, сочетающих в себе семейную хронику, психологическую драму, детектив и философские размышления. Стержень сюжета – жизнеописание гениального кукольника Петра и его сложных, можно сказать трагических отношений с женой и музой Лизой. История охватывает несколько десятилетий советской и постсоветской эпохи; она протекает на фоне переломных событий не только для отдельных личностей, но и для страны. Не менее широка и география действия, включающая в себя безграничные просторы. Здесь СССР от Сахалина до Ленинграда, но, прежде всего Львов, там ещё в детские годы произошло переплетение судеб главных героев. Далее зарубежье, где выделяется Прага — идеальная декорация для любого спектакля. Наконец Святая земля, в которой начинается развитие сюжета, и, естественно, Иерусалим. В нём живёт и работает наш соплеменник, врач-психиатр Борис Горелик – один из главных персонажей романа, постоянно лечащий главную героиню. Помимо “осязаемой” картины думающего читателя привлекают широкие размышления о соотношениях Творца и его созданий.

Здесь почти на равных действуют Всевышний и единичная личность, Мастер и порождённые им марионетки разных видов – при этом судьбы созданий того и другого непредсказуемы. Кроме того, книга открывает нам некую магию кукол, сконцентрировавших, сохраняющих злую и добрую энергию личностей различных эпох, которая через столетия влияет на людей (наиболее яркий пример тому – история так называемого “Корчмаря”). Наконец, убедительно показано как талант делает его носителя одиноким, ибо, следуя своему призванию он способен выстраивать взаимоотношения даже с самыми близкими людьми только через призму творчества.Синдром2Естественно, втиснуть столь многоплановое произведение в рамки 100-минутного фильма было абсолютно невозможно. Поэтому автор литературной основы ленты Алёна Алова четко выделила основной конфликт между главным персонажем кукольником Петром (Евгений Миронов) и по-своему любимой им с детства, но воспитанной для себя Лизой (Чулпан Хаматова). Все иные, зачастую очень важные для понимания линии, попросту обрублены. Некоторые эпизоды романа, в частности показ неблагополучного детства главного героя, невнятно промелькнули на экране и без прочтения книги понять их невозможно. (Кстати, во многих источниках отмечается, что соавтором сценария была сама Дина Рубина, но титрами это не подтверждается). Скорее всего, по причине скромного бюджета резко сузилась география описанных в романе событий. Из кинокартины, помимо ряда российских мест полностью улетучились Прага и Израиль, а без них авторский замысел неизбежно обеднел и трансформировался. Правда создатели ленты нашли интересный ход — они сосредоточили основное действие в Петербурге и этот город с его сумеречной аурой способствовал созданию пусть и отличной от романа, но достаточно целостной атмосферы. Немалую помощь оказала и по настоящему талантливая музыка Николя Ребюса, отмеченная призом фестиваля «Кинотавр».Синдром3К большому сожалению, капитальному усекновению подверглась многое определяющая в концепции писательницы еврейская тема. И дело даже не столько в исчезновении израильских эпизодов, сколько в трактовке одного из главных образов романа — Бориса Горелика (Мераб Нинидзе – на снимке внизу он слева). Из сценария полностью вытравлена его «пятая графа». Лишь вспомнив книгу можно представить себе национальную принадлежность этого персонажа. Соответственно улетучилась сочность образа, показанного на экране усреднённым, схематичным космополитом. Да и функции его резко упростились; из равноправной составной части треугольника, лучшего друга Петра много лет тайно и безнадёжно влюблённого в Лизу, он превратился в некую вспомогательную фигуру лишь подчёркивающую характер конфликта ведущего дуэта. Даже его последняя исключительно важная реплика: «Она не куколка» передана главной героине.

Синдром4В результате получилась талантливо отснятая камерная драма – история невероятно сложных отношений творца и его жены, сделанная в подчёркнуто общечеловеческом плане. Можно констатировать, что этот аспект романа воспроизведён достаточно точно и лишь слегка адаптирован под требования кинематографа. Хорошо показана одержимость Петра своим искусством, дошедшая до того, что он буквально превратил Лизу из личности в идеальную партнёршу – куклу (см просто гениальный хореографический номер поставленный Раду Поклитару). За такое пренебрежение к человеческой, женской природе своей избранницы последовало наказание в виде рождения сына с синдромом Ангельмана (он же синдром Петрушки) и погружение жены в глубокий психологический стресс. Тем не менее, это не остановило мастера и он создал замену жены – её точное подобие в виде куклы с зеркальным именем Эллис (ещё один облик Хаматовой), то есть заявленный конфликт показан нам с иной стороны. В дуэте – поединке особенно впечатляет Чулпан Хаматова, которая восхитительно передаёт не только подчинённость Лизы партнёру, но и постоянно прорывающуюся силу её сопротивления порабощению, стремление к самостоятельности и равноправию. Фильм стоит смотреть хотя бы из-за уникального мастерства актрисы, но, для более полного представления о книге и существенном месте в ней еврейской темы, целесообразнее обратиться к первоисточнику.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>