Кальмар и кит (США, 2005) Сценарий и режиссура Н. Баумбах

Длительность 77 минут
Кальмар1Один из числа около-еврейских фильмов, которые показывают усреднённую американскую жизнь ассимилированной среды; их с равным успехом можно включать в каталог, или обойтись без них. Стержень сюжета – история распада смешанной семьи, происходящая после семнадцати лет супружества в Бруклине начала 1980-х. На экране чета романистов: семит Бернард Беркман (Джефф Дэниэлс) и его жена американка Джоан (Лора Линни). Литературная карьера мужа зашла в тупик и он стал действовать по принципу — не умеешь сам, учи других. Начал преподавать историю литературы в одном из университетов, где своими снобистскими высказываниями покорил сердца части студентов. Его жена оказалась понятна и востребована массовым читателем, поэтому её произведения имели коммерческий успех и выходили одно за другим. Развод состоялся по инициативе женщины, ибо по её мнению, неудачник Бернард превратился в тормоз для творческого развития. Естественно, разъезд родителей превратился в драму для подрастающих сыновей. Старший — шестнадцатилетний Уолт (Джесси Айзенберг) решительно поддержал отца, но разрывался между влюблённой в него юной еврейкой Софи Гринберг (Хэлли Файффер) и двадцатилетней гёрл-фрэнд папаши — Лили (Анна Пакуин).

Чтобы утвердиться в глазах окружающих, юноша принял участие в школьном песенном конкурсе, однако в погоне за славой схитрил – подал на него не своё оригинальное творение, а малоизвестное сочинение популярного исполнителя. Это вызвало конфликт с организаторами и обвинения в обмане общественности. Младший — Фрэнк (Оуэн Кляйн) — пытался наладить отношения с новым бойфрэндом матери Иваном, но у мальчика имелись свои возрастные проблемы; его застукали, когда он занимался онанизмом в школе…
Автор фильма – Ноах Баумбах — – сын еврея, романиста и критика Джонатана Баумбаха и англичанки Джорджии Браун. Скорее всего, именно поэтому он заявил в одном из интервью, что считает себя стоящим за пределами любой религии, а свою национальность осторожно определяет как «принадлежность к народу книги». Его происхождение и наблюдательность определили прекрасное знание темы и показ быта смешанных семей. Точно и с достаточной долей драматизма, Ноах воспроизвёл в сценарии бывшую в действительности историю развода своих родителей. Конфликт между взрослыми приравнялся им к схватке двух морских гигантов – кита и гигантского кальмара: их силы равны, победителя в этой схватке не будет. Но при столкновении самолюбий разошедшихся родителей проигравшими оказываются только дети. Черты национального образа жизни, вроде попавшей в кадр пары шабатних подсвечников, встречаются редко и мало-заметны, хотя интерес режиссёра к еврейству в его творчестве встречается (см в каталоге ленту «Гринберг»). Фильм принес их автору широкую известность, несколько престижных премий и номинацию на «Оскар» по разделу лучший оригинальный сценарий. Однако, реализация замысла, на взгляд автора текста, не превышает добротного среднего уровня. К характеристике современного положения американских евреев лента почти ничего не добавляет.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>