Шестое июля (СССР, 1968) Режиссёр Ю. Карасик

Длительность 106 минут
kinopoisk.ruЭкранизация пьесы Михаила Шатрова (1932 – 2010). Летом 1918 года большевики созвали в Москве V съезд Советов советской республики. Их главной целью стало принять Конституцию РСФСР и подвести правовую базу под своё положение. Но их политические союзники с момента Октября – левые эсеры во главе с Марией Спиридоновой – выступили против. Их не устраивал Брестский мир, заключённый с огромными уступками и ставший позором для нового режима. (Подробно борьба вокруг подписания этого показана в первой серии отражённой в каталоге киноленты “Штрихи к портрету В.И. Ленина”) Левые эсеры попытались отменить договор на съезде, а, когда это не получилось, обвинили большевиков в предательстве дела революции. Преследуя свои интересы, они решили любыми путями сорвать соглашение и спровоцировать возобновление справедливой войны. Исполняя свои решения, они подослали 6 июля убийц, бросивших бомбу в посла Германии в Москве графа Мирбаха. Далее арестовали нескольких лидеров, включая Председателя ВЧК Ф. Дзержинского. В этот же момент в нескольких регионах начались выступления тайных белогвардейских организаций. Над коммунистическим режимом нависла смертельная угроза и ленинцам не оставалось ничего другого, как только бросить все силы на подавление мятежа.
Интересующая нас тематика проявляется в изображении евреев – участников обоих лагерей. Прежде всего обратим внимание на образ Якова Свердлова (1886 – 1919). Режиссёр пригласил Владимира Татосова, увидев его в этой же роли в фильме 1967 года “Татьянин день”. В отличие от многих лент актёр показал тогдашнего Председателя ЦИК волевым, целеустремлённым человеком. Это отнюдь не безликий исполнитель воли Ленина, а его деятельный единомышленник, способный оперативно принимать ответственные решения. На его фоне убийца Мирбаха левый эсер Яков Блюмкин (Владислав Шалевич) выглядит личностью совершенно бесцветной, хотя, кажется, был незаурядным авантюристом. Ведь выполняя волю ЦК своей партии этот, можно сказать, 18-летний сопляк изготовил мандат с ложной подписью Дзержинского. Документ от всесильного главы ВЧК открыл убийце личный доступ к немецкому послу. После теракта он скрылся в поддержавшем мятежников отряде Попова и далее бежал на Украину. Последующие события, в том числе его переход к большевикам, сотрудничество с Н. Рерихом и дружба с Троцким выходят за рамки киноповествования. В фильме частично отражён и ещё один факт эсеровского восстания – убийство депутата Николая Абельмана (1887 – 1918). По фильму мятежники из отряда Попова отобрали у него автомобиль, а когда он начал предъявлять претензии попросту его застрелили. Как утверждают другие источники повстанцы сначала глумились над ним с криками “жид, жид, бей его” и только после этого прикончили. Этот факт показывает, что среди левых эсеров были и антисемиты, однако на экране явление отражения не получило, скорее всего по цензурным соображениям.%d1%88%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%be%d0%b5%d0%b82В своё время лента получила хорошую официальную прессу и удостоена нескольких наград. Её хвалили за сочетание высокого художественного уровня с исторической точностью. Впрочем, успех фильма не способствовал дальнейшей карьере нашего соплеменника режиссёра Юлия Карасика творчество которого вступило в полосу затяжного кризиса.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>