Красная афиша (Франция, 1976) Режиссёр Ф. Кассенти

Длительность 86 минут
kinopoisk.ruСудя по источникам, это, хотя и не прямое, но первое обращение кинематографа к теме противостояния немецких агрессоров во Франции и группы Сопротивления во главе с выходцем из Армении Мисаком Манукяном. Она была многонациональной, но её третьей по численности частью стали польские, венгерские, румынские евреи. В течение нескольких месяцев 1943 года бойцы Манукяна совершили порядка 30 успешных операций против нацистов. Однако, уже в ноябре организацию разгромило гестапо, и оккупанты организовали над ней судебный процесс. К его открытию по всей стране расклеили красную афишу (отсюда название), содержавшую фото “отщепенцев” и искажённую информацию о них. 23-х человек (включая 11 наших соплеменников) приговорили к расстрелу. Исторический материал преподносится в фильме через сложную форму.  В нескольких эпизодах показаны реальные события 1943-го; убийство шефа парижского СС Юлиуса Риттера, пуск под откос военного эшелона, сцена казни подпольщиков. Но в большей части действия, происходящей в 1970-х, мы видим подготовку спектакля о подвигах группы Манукяна. При этом режиссёр даёт общую творческую установку исполнителям, а они сами ищут сценическое воплощение своих образов. 

Однако актёры послевоенного поколения не могут так просто “влезть в шкуру” своих персонажей. Для этого им приходится встречаться с ветеранами – очевидцами деятельности погибших активистов Сопротивления, которые воскрешают в памяти актёров и зрителей события прошлого. В их воспоминаниях приводятся примеры антисемитизма нацистов, такие как изгнание еврейских студентов из Парижского университета, или нападение на еврейского вундеркинда – скрипача. Постепенно становится понятной существенная смысловая деталь: натянутый на подрамник чистый холст, вывешенный рядом с афишей представления. В ходе действия на нём постепенно появлялись загадочные штрихи, но к концу фильма четко проступил зловещий символ – портрет Адольфа Гитлера… Глубокой разработки исторических персонажей в ленте нет, кроме того, ей не хватает динамики. Однако за художественное своеобразие “Красная афиша” была отмечена призом Жана Виго. Найденные оценки критики и зрителей скупы и очень сдержаны. Реалистическое изображение борьбы группы Манукяна с фашистами см. в отражённом в каталоге фильме “Армия преступников”. Режиссёр Франк Кассенти позднее ещё раз обратился к интересующей нас теме, создав ленту “Завещание убитого еврейского поэта” (см каталог) (Аннотация составлена после просмотра оригинальной версии фильма и по различным источникам)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>