Ничего кроме правды (Германия-США, 1999) Режиссёр Р. Рихтер

Длительность 122 минуты
%d0%bd%d0%b8%d1%87%d0%b5%d0%b3%d0%be%d0%ba%d1%80%d0%bf%d1%801Название в русских сайтах “Высшая правда“. Любопытная психологическая драма. В основу сценария положена фантастическая ситуация. Авторы представили себе, что известный своими садистскими экспериментами над заключёнными Освенцима, доктор Йозеф Менгеле (Георг Гёц) добровольно сдался властям ФРГ (в действительности его так и не поймали). Смертельно большой персонаж потребовал судебного процесса над собой, ибо решил напоследок поведать о себе всю настоящую правду. Истина же, по его собственному убеждению, состояла в том, нацистский режим сделал из него, как из любого немца жертву и соучастника. Он же, начиная с перрона концлагеря, где лично определял судьбу тысяч жертв гитлеризма, в том числе и евреев, только исполнял долг врача. При этом “гуманно” избавлял большинство узников от длительных мук, путём скорой смерти в газовых камерах. А специально отобранных “спасал” через дикие эксперименты. Все свои действия и опыты подавались им на процессе как нормальная практика исследователя по усовершенствованию методов лечения. Вот почему его нужно не наказывать, а наградить. 

В качестве защитника “доктор-смерть” выбрал молодого адвоката Петера Рома (Кай Везингер), решившего написать о враче-убийце книгу с многозначительным названием “Один из нас”. Менгеле обосновал своё решение следующими словами: “вы представляете собой редкий тип честного человека”. После длительных колебаний и конфликта со многими людьми, включая жену, Ром согласился защищать одиозного военного преступника. Однако, организация процесса расколола страну. Демонстрации неонацистов и сторонников демократии пошли в бой стенка на стенку. Общенациональный конфликт отразился и на отношении к Рому…
Детали процесса зритель может увидеть сам – фильм можно найти с приличным переводом на русский язык. Для нас в нём наиболее интересен показ ситуации при которой врач может преступить нравственные принципы клятвы Гиппократа и стать убийцей. (Поэтому в диалогах неоднократно возникают отсылки к актуальной и дискуссионной в наши дни проблеме эвтаназии). В случае с Менгеле мы видим пример того, как тоталитарный режим освобождал докторов от груза моральной ответственности делая это через идеологию. Ведь подопытным материалом становились согнанные в концлагеря уничтожения нежелательные, расово ущербные  элементы: евреи, цыгане, политически неблагонадёжные личности, подрывавшие “здоровье нации”. Но самым страшным последствием этого процесса стало продемонстрированное подсудимым абсолютное отмирание нравственности и полное отсутствие раскаяния. Мораль, по его мнению, оказалась никому не нужным рудиментом, защищаемым овладевшими СМИ евреями и им подобными. Не случайно Менгеле считает обвинения в свой адрес измышлениями и клеветой “мировой закулисы”: “Евреи рассказывали, что я уродовал их женщин и резал на кусочки их детей. Они называли меня палачом, ангелом смерти Освенцима. Но я не убийца, а врач. У меня тоже есть сердце и жалость“. Такова позиция изувера, оправдывающая его непосредственное участие в Холокосте… Серьёзная работа, заставляющая задуматься о звериной сущности нацизма и о живучести подобных взглядов, об исчезновении границ между моралью и профессиональным долгом, когда происходит сознательный отказ от человечности. Материал о Менгеле можно найти в игровых фильмах “Вакольда”, “Мальчики из Бразилии” (см каталог).

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>