Воспоминание о Геркулесовых водах (Венгрия, 1976) Режиссёр П. Шандор

Длительность 82 минуты
kinopoisk.ruРусское название «Воспоминание о курорте». Интересующая нас тема в фильме проходит подспудно, ибо образ главного героя вдохновлён личностью венгерского еврея, одного из руководителей восстания 1919 года Тибора Самуэли (1890 – 1919). Вот как по описаниям выглядит сюжет, где использованы факты его биографии. После разгрома Венгерской советской республики комиссар Янош Ковеши (Эндре Хольман) был вынужден скрываться от противников. Перейти хорошо охраняемую границу в Австрию не удалось. Переодевшись в женское платье, революционер добрался до санатория «Геркулесовы Воды» (реально существующее место). Там, с помощью сочувствующего врача, он устроился работать медсестрой под именем Шанольты. Со стороны лечебница выглядела застывшим в тишине островком безопасности, что подчёркивается неторопливым темпом повествования и умиротворённой музыкой. Но над старинным зданием, парком и источниками витала не только изысканно отснятая печаль зимней природы, но и нависшая над больными угроза смерти. Среди подопечных героя-героини: молодая девушка Маргитка, погибающая от костного туберкулеза, пожилые аристократки – обломки рухнувшей габсбургской империи и даже вполне интересная особа средних лет. Эта атмосфера начала действовать на мнимую медсестру.

Если в начале фильма она еще помнила о революционных мечтах, надеясь когда-нибудь вернуться и восстановить диктатуру пролетариата, то в конце уже пропиталась духом курорта. Точно также стала двойственной его физическая сущность. Если Янош остаётся мужчиной и любовником для симпатичной пациентки Агаты, то кавалер последней, жандармский лейтенант воспринял Шанольту только как женщину. Он даже попытался изнасиловать её и, чтобы сохранить тайну, мнимая медсестра застрелила настырного мужлана. Но после этого Яношу уже ничего не оставалось, как повторно бежать к австрийской границе, навстречу неминуемой гибели… Трагический конец, кстати, полностью отвечает сведениям о последних днях жизни Тибора Самуэли. Но фильм интересен не еврейской темой, а изысканным использованием выразительных средств кино. Один из фанатов так характеризует ленту: «Возможно, эстетика декаданса тщательно культивируемая режиссером, была одним из способов убежать от социалистической действительности. Но даже если и так, то это бегство дало начало чертовски привлекательному полотну, которое способно заворожить и увлечь за собой в бездну. Под маской кино о революционных событиях в Венгрии 1919-го года скрывается невероятно красивая элегия, видеоряд которой (даже в отрыве от сюжета) создает глубокое чувство щемящей тоски и осенней грусти. Перед нами гимн увяданию, фуга энтропии, симфония смерти… Можно подбирать любые эпитеты для полотна, сотворенного Палом Шандором, увидев которое музыканты современных готических проектов и групп должны немедленно бросить свое неблагодарное занятие и переквалифицироваться в управдомы. Все, что они замышляют уже было создано до них, и создано идеально». (составлено после просмотра оригинального варианта фильма на венгерском языке и по различным источникам)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>