Евангелие от Иуды (Израиль, 2022) Режиссёр Д. Волман

Длительность 84 минуты
%d0%b5%d0%b2%d0%b8%d0%b41За рубежом демонстрировался как «Иуда». Камерная драма, вольная экранизация последней книги Амоса Оза (1938 – 2018). Судя по источникам, основное содержание ленты развёртывается в зимнем Иерусалиме 1959 года. 26-летний студент Шмуэль Аш (Юваль Ливни), решает бросить учебу в Еврейском университете и покинуть город из-за отсутствия денег. Однако его планы изменились, когда молодой человек случайно получил предложение жилья и скромной месячной зарплаты, если возьмётся ухаживать за 70-летним инвалидом. После знакомства и беседы Шмуэль переехал жить в дом Гершома Вальда (Дорон Табори) и вдовы его единственного погибшего на войне сына Михи – Аталии (Эйнав Маркель). Вскоре разговоры квартиранта и хозяина стали вращаться вокруг темы исследовательской работы студента, касающейся отношения евреев к Иисусу в Иудее 1-го века. При этом Аша особо привлекали события предшествовавшие распятию проповедника и причины отступничества Иуды Искариота. Тогда Гершом поведал молодому человеку историю другого предательства произошедшего в начале 1948 года. Тогда отец Аталии Шалтиэль Абарбанель сообщил арабам о планах провозглашения Давидом Бен-Гурионом независимости Израиля.

Изменник убеждённо выступал против создания еврейского государства, ибо считал такой шаг поводом к многолетнему кровопролитию между евреями и палестинцами. Пытаясь остановить процесс, он установил связи с арабским руководством, а такие контакты в то время расценивались лидерами Нового ишува как государственная измена. В аннотациях не указано как сложилась его%d0%b5%d0%b2%d0%b8%d0%b42 дальнейшая судьба… Но мы оказались свидетелями того, как старый иерусалимский каменный дом стал местом для столкновения на экране идей и фактов далёкого и недавнего прошлого. С одной стороны в диалогах раскрывается изменчивая сущность побуждений отдельной личности, как психологическая основа предательства. С другой – прослеживаются корни еврейско-арабского конфликта и антисемитизма в древности и настоящем. Сопоставление двух историй отступничества помогло героям ленты, а, вместе с ними и зрителям лучше понять сложную картину израильской реальности на рубеже 1960-х годов. На этом сложном идеологическом фоне развился бурный роман между Шмуэлем и Аталией, женщиной старше его. Старый и больной Гершом Вальд, увидевший в Шмуэле некую замену падшему сыну, забеспокоился; как бы нравственные проступки минувшего не повредили молодому человеку в настоящем… Критика оценила фильм, как одну из лучших работ режиссёра. Его выдвинули на национальную кинопремию «Офир в нескольких номинациях». Ниже приведён фрагмент из рецензии Итана Вальца (сайт wordpress-com, 10.10.2022).
«В «Евангелии от Иуды» мы видим большую часть времени квартиру и трёх действующих лиц. Квартира не случайно находится в Иерусалиме, ибо этот священный город служит прекрасным драмтическим фоном для политических дискуссий. В изобретательном монтажном решении кадры улиц и гуляющих по ним людей не просто перебивки между разговорными фрагментами. Они призывают нас к размышлению – ведь Иерусалим сосредоточил на себе взоры христиан, иудеев и мусульман. Из за него происходили войны, после которых в нем оставались физически мёртвые и морально раненые. И всё это из-за различного толкования сущности Бога, по-своему понимаемого как народами, так и отдельными личностями. «Евангелие от Иуды» знает как нужно сыграть на этом противоречии, при котором люди живут в Священном городе повседневными заботами, но каждый несёт в душе свою веру. Фильм показывает их споры (иногда горькие) понимание того, что за ними стоят человеческие существа с их чувствами, страстями, мыслями. И всем им есть место на земле Иерусалима.
Тихо, терпеливо, с любовью к своим персонажам Дан Вольман следует за ними, часто делая большие паузы. И создаваемая им тишина проникает в душу. В ней нет ни грана дерзости, но есть деликатность и взаимное уважение. Даже нежная история любви, развивающаяся здесь в меру (опять же заслуга монтажа) волнует именно благодаря сочетанию открытой эмоциональности и погружению во внутренний мир персонажей. Нам как-бы хотят сказать: если у кого-нибудь существует взгляд отличный от нашего, пусть даже и радикальный, такой человек заслуживает, чтобы его выслушали. (…) Этот фильм нужно слушать. Его тишина впечатляющая, трогательная показывает, что не всякое размышление сближает людей. Оно может и отдалять, но этот процесс пойдёт в результате взаимного понимания, а не насилия. В целом перед нами очень хороший фильм» (составлено после просмотра трейлера и по различным источникам).

Евангелие от Иуды (Израиль, 2022) Режиссёр Д. Волман: 1 комментарий

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>