Данный каталог является результатом многолетней работы. Здесь приведены все известные автору игровые фильмы: художественные ленты, телевизионные и анимационные фильмы различных жанров (независимо от метража) с еврейской темой. Из сериалов преимущественно отмечены российские, которые автору легче смотреть целиком. Ленты периода немого кино включены изредка и только в случае их последующей озвучки. Я отчётливо понимаю, что есть многочисленные кинокартины, в которых проблемы связанные с еврейством стоят в центре сюжета, но есть такие (их ещё больше), где они проходят вторым планом. Поэтому, в соответствии с таким подразделением следовало бы разделить весь массив киноматериала на два больших соответствующих блока:
- Фильмы на еврейскую тему.
- Фильмы с использованием еврейской темы.
Однако это дело будущего, а пока предлагаем алфавитный каталог, в котором нет внутренней разбивки, но пользователи могут искать для себя фильмы по следующим темам.
- Ленты, посвящённые сюжетам и персонажам еврейской Библии (в христианском толковании – «Ветхий завет»). Первым евреем, как известно, является Авраам, но в каталог включены ленты посвящённые более ранним событиям отражённым в первой части «Торы» книге «Берешит» (Сотворение мира, Всемирный потоп и т д).
- Фильмы, рассказывающие об истории евреев Иудеи и еврейских общин разных стран и эпох в период их изгнания из Земли Обетованной (галута) с начала нашей эры до конца 19-го века. Сюда же относятся ленты о Палестине и Иерусалиме в эпоху крестовых походов.
- Выдающиеся евреи на экране. Этот солидный раздел посвящён представителям этноса либо сделавшим крупный вклад в мировую культуру в новое и новейшее время, либо по-разному (и позитивно и негативно) проявившим себя в общественной жизни.
- Кинокартины, освещающие жизнь евреев в 20-м веке. В этой подгруппе можно выделить:
- Фильмы, снятые на идиш в 1929 – 1945 годах. Ценнейший источник об образе жизни и культуре ашкеназских евреев, показывающий их особый мир варварски уничтоженный во время Холокоста.
- Многочисленные ленты, посвящённые Холокосту, его предпосылкам и его последствиям. Несмотря на то, что трагедия Шоа всё дальше уходит в историю, фильмы о ней разного художественного уровня, снятые кинематографистами различных стран и национальностей продолжают появляться. Это говорит о значимости тех страшных испытаний не только для евреев, но и для всего человечества. Тем не менее, внимание к показу Катастрофы вызывает неприятие части посетителей торрентов, особенно в 21 веке. Эти зрители видят в подобных драматических лентах «заказняк» и высказывают их неприятие даже до просмотра. Трудно понять, сколько в подобных отзывов невежества, а сколько антисемитизма.
- Фильмы о послевоенном и современном положении еврейских общин и отдельных евреев, которое в различных странах имеет свои особенности (см ниже)
5. Существует также антиеврейское и антиизраильское кино – еврейская тема со знаком минус. В основном это фильмы произведённые в гитлеровской Германии и на территории её союзников, а также послевоенная продукция большей частью снятая в исламских странах. Среди этих поделок почти нет произведений настоящего искусства; в массе перед нами грубые агитки, созданные в рамках борьбы с еврейским государством Изредка юдофобия проявляется и в новейшем европейском кино. Подобные ленты также попадают в каталог, ибо показывают характер и особенности антисемитской пропаганды, зачастую ничего общего с реальностью не имеющей.
6. Отдельную и очень важную группу представляют кинокартины и сериалы, снятые в Израиле. Далеко не все фильмы (особенно до начала 2000-х годов) имели хотя бы русские субтитры, а составитель недостаточно знает иврит. В последние годы ситуация заметно выправилась и количество лент с переводом стало возрастать Тем не менее, большая часть аннотаций этого раздела составлена по различным источникам и продолжает пополняться. Автор считает, что израильское игровое кино достаточно интересная и самостоятельная тема для исследования, а в 21 веке оно находится в периоде подъёма и количество интересных фильмов и сериалов в нём постоянно возрастает.
Фильмы о Христе и раннем христианстве также включались в каталог. Дело в том, что они в большей или меньшей степени показывают быт и политическую обстановку. Среди поднятых проблем: борьба населения Иудеи против римских захватчиков, противостояние между различными течениями внутри иудаизма, внутри-личностный конфликт отдельных евреев, вынужденных делать выбор между многовековой традицией и новоявленными сектами. Аспекты откровенной пропаганды, связанной с намеренным возвышением роли Иисуса не рассматривались. Там, где главенствуют апологетика и прямолинейная агитация, художественный уровень отходит далеко на второй план.
Интересным аспектом темы являются отличия в отражении еврейской темы в фильмах различных стран. В соответствии со своеобразием менталитета различных этносов, исторически сложившимися чертами политического и культурного развития, интересующая нас проблема поворачивается у разных киношкол различными сторонами. Так, в американских лентах на первый план выходит показ ассимиляции евреев. В послевоенной германской фильмопродукции до настоящего времени находит отражение чувство вины немецкого народа за совершённый нацизмом Холокост. Во Франции, с её бурным процессом исламизации и триумфом так называемой «политкорректности» слоганом большинства фильмов посвящённых межнациональным отношениям становится известный девиз советского мультипликационного персонажа — кота Леопольда — «Давайте жить дружно». (Хотелось бы, но не получается, тем более, что за призывом часто стоит отказ от национального своеобразия) В СССР — России еврейская тема на протяжении почти пятидесяти лет находилась на полулегальном положении, а потому подавалась фрагментарно и однобоко. Она вышла «из подполья» только во второй половине 1980-х и с того времени утвердилась в постсоветском кино. За последнее 30-летие еврейская община в СССР-России уменьшилась в несколько раз, однако, количество персонажей-евреев на экране почти не сокращается. особенно это заметно сериалах, индустрия которой победно заполонила телеэкран. В них еврейские персонажи встречаются довольно часто, хотя все более отчётливо несут все признаки ассимиляции.
Автор занимается проблемой с 1999 года, но даже близко не считает её законченной. Основной принцип работы: фильмы включаются в каталог только либо после просмотра, либо после обстоятельного знакомства автора со всеми найденными в интернете источниками. Второй вариант обязательно отмечается в конце аннотации. Огромность поднятой проблемы определила жанровые особенности материалов по каждой ленте, которые можно назвать развёрнутыми аннотациями. В них, в сочетании с пересказом содержания, включены фрагменты рецензий, наиболее интересные отклики зрителей. Следует помнить: я живой человек, поэтому оценки носят субъективный характер. Буду благодарен за любые замечания и дополнения в каталог, который преследует цель: предоставить всем желающим возможность больше узнать о различных аспектах жизни и деятельности евреев и о том, как, зачем и почему еврейская тема отражалась в мировом кино.
Очень интересный сайт Вы организовали!
Только что 2й раз посмотрела фильм «Чужой среди нас». Мне оч. понравился этот фильм. И когда я начала искать подробности о фильме, нашла Ваш сайт. Я живу в Израиле с 1994.
Пишу комментарий к пункту 6. Рекомендую к просмотру фильм «Путешествие Игоря с журавлями» и абсолютно новый «Отче наш» («Авину»).
Сайт действительно интересный. Последнее время часто захожу на него и каждый раз обнаруживаю что-то новое.
Нужная статья. Помогает выяснить позицию автора.
Спасибо за сайт. Интересно, Вы из каких Марголисов? Мой дед из Крынок в Польше.
Вся фамилия — одна семья )))
Род наш из Литвы, но расселялся во все стороны.
вайбер для ноутбука скачать бесплатно на русском
Это действительно необходимое пояснение, которое обрисовывает цели работы автора каталога.
Крайне необходимая статья. Отношение автора к теме каталога раскрыто хорошо.
Нужное пояснение. Чётко показывает позиции автора каталога.