Удачная экранизация романа Элинор Портер. Заметный в своём жанре и потому удивительно милый и светлый фильм, заслуживающий внимания взрослых, детей и годный для семейного просмотра. В литературе 19-го и начала 20-го века была тема, которая позднее как-то незаметно выпала из книг. Это – облагораживающее влияние детства на взрослый мир. Наивная, с нашей точки зрения, позиция, по которой искренние, непосредственные, добрые дети заставляли взрослых вспомнить о том, какими они были. Через это возвращение к добру, писатели надеялись побудить взрослых стать лучше, и такой подход находил много читателей и ценителей. Именно в таком русле и сделанакнижка Элинор Портер, увидевшая свет более 100 лет назад в 1912 году. Центром жизнеописания 11-летней сироты Полианны стала её удивительная игра в радость. С помощью такого весёлого и содержательного развлечения девочка стремилась противостоять невзгодам и помочь окружающим. По-видимому в игре был заложена нужный в то время алгоритм воспитания социального оптимизма. Иначе трудно понять, почему США на несколько лет покрылись сетью клубов «друзья Полианны», культивировавших её игру и объединявших детей и взрослых. Подобные «кружки по интересам» возникали в школах, благотворительных учреждениях и даже в тюрьмах.
Писательница успела стать свидетельницей того, как её скромная книга превратилась в бестселлер и только на родине выдерживала 47 (!!!) изданий, не считая переводов на многие языки (лишь в России она появилась в 1990-е годы). Она ещё успела написать продолжение – «Полианна вырастает», но оно, в отличие от первой части уже не пользовалось такой популярностью. Уже в год смерти автора (1920) появилась экранизация её романа, причём в заглавной роли снялась не кто-нибудь, а любимица американской публики Мэри Пикфорд. Миниатюрная 28-летняя женщина настолько увлеченно сыграла роль девочки, что в некоторых моментах её исполнение до сих пор производит впечатление. За сто лет «Полианна» победно прошествовала по экранам многих стран. Прежде всего, США (1952, 1960, 1982, 1989). Кроме этого можно назвать английский (1983) и японский (1986) сериалы, бразильский (1958) и турецкий (1971) художественные фильмы. Неудивительно, что на роман обратила внимание христианская церковь, для которой «игра в радость» стала одним из проявлений религиозного воспитания и духа. Поражает интерес, проявленный к детской книжке солидными учёными психологами. С помощью литературной героини они сделали открытие, что во внутреннем мире человека существует парадокс. В то время, как на бессознательном уровне мы ориентированы на восприятие исключительно положительных сообщений, на уровне сознательной деятельности разум акцентирует внимание на сугубо негативных аспектах. Так, путём научного наблюдения было выявлено прямое противоречие между тенденциями рецептивной деятельности в бессознательном и сознательном планах. Этот . уклон в сторону позитива психологи навали принципом Поллианны. Вот вам ещё одно доказательство, жизненности романа.
Но пора вернуться к фильму «Полианна» 2003 года. Эта версия достаточно точно воспроизводит букву и дух первоисточника. Самым крупным изменением оказался перенос действия из-за океана в небольшой английский городок. В русскоязычных сайтах лента вызвала прямо-таки шквал положительных отзывов, как детей, так и взрослых. Однако данные о создателях этой удивительно милой стильной кинокартины достаточно скудны. Известно, что его режиссёр Сара Хардинг сняла несколько сериалов. Не удалось найти их критическую оценку, но в фильме она показала себя уверенным профессионалом, четко понимающим содержание и специфику воссоздаваемого на экране произведения. Для десятилетней Джорджины Терри роль Поллианны (см её на фото выше) стала дебютом в полнометражном игровом кино. До этого она снималась только в рекламных роликах и короткометражках. Сама девочка вспоминает: «Мне позвонили и пригласили на пробы. Сначала я не очень хотела идти, потому что в этот день у меня были соревнования по теннису. Но моя мама позвонила знакомому актёру, и тот сказал, что получить роль Поллианны – это как выиграть главный приз в лотерее. Мы поехали в Лондон, и по дороге в поезде читали книгу по ролям. Другие пассажиры на нас странно смотрели». К сожалению, других работ маленькой актрисы я не нашёл. Но, может быть и хорошо, что она осталась в нашей памяти непосредственной и жизнерадостной девочкой, всегда готовой прийти на помощь людям.
Исполнительница роли тёти Полли, известная британская актриса Аманда Бертон, привыкла играть современных героинь. Однако роль женщины, живущей в эдвардианской Англии, её очень заинтересовала. Она признаётся, что, играя тётю Полли, часто вспоминала свою мать – ревностную протестантку, строгую и неизменно элегантную. В интернете нашлось и ещё одно любопытное высказывание Аманды о своей героине: «Тетя Полли – человек, который сам загнал себя в угол, постоянно подавляя свои чувства».
Таков этот современный фильм. Но, сам подход облагораживающего влияния детей на взрослых как-то улетучился из литературы. То ли дети стали иными, то ли взрослые циничнее. Но мы можем обратиться и к другим книгам того же периода с такими же эмоциями. По одной из них – повести Фрэнсис Бернетт «Маленький лорд Фаунтлерой» также снято несколько фильмов. Есть и русский вариант, но я предпочитаю интересную американскую версию 1980-го года (режиссёр Джек Гулд), там роль старого лорда отменно играет крупнейший английский актёр Алек Гиннес.
А вот и подборка отзывов.
Отличный семейный фильм. Сначала он кажется наивным и наигранным, его глубокий смысл открывается в финале.
Пусть это прозвучит пафосно, но этот фильм заставил меня задуматься о том, какая я, что со мной, что мне делать и к чему стремиться. Не получится у меня быть такой как Поллианна, но ведь можно попытаться. Конечно, наивность в наше время — не всегда хорошо, но в этом фильме она не граничит с глупостью. Девочка очень хочет помочь всем вокруг- вот это и есть настоящая любовь к окружающим. Есть такие фильмы, которые можно посмотреть и забыть, но вот этот фильм никогда не забудешь. Он просто врезается…нет, не в память- в сердце, в душу.
Если вначале вам покажется, что это просто фильм-«сказка» для маленьких девочек, то скажу вам, это не так, в фильме есть всё, что нужно фильму, и всё же он не для всех. Он вряд ли будет интересен циникам, скептикам, безнадёжным пессимистам, тем, кто не оставляет места чуду в этой жизни. Тем, кто по большому счёту и не умеет жить… Но они не станут смотреть этот фильм. Ведь они предпочитают быть слепыми. Они и не догадываются, что похожи на зачерствелый хлеб, который никто не станет есть.
Отличный семейный фильм. Можно даже сказать, что один из лучших в данном жанре. Юная актриса, сыгравшая Поллианну, великолепно подошла на эту роль. Фильм полон позитива, посмотрев его, действительно учишься радоваться жизни!А вот и подборка отзывов.