«Ловко устроился» (1948) – Уолтер Лэнг

В памяти старшего поколения зрителей сохранилась прошедшая в советском прокате полсотни лет назад и, кстати, уже в то время не новая лента «Ловко устроился». Она привлекала не блеском режиссуры или уровнем исполнения. Её «фишка» неожиданный поворот темы, заложенный в сценарии и найденная режиссёром непринуждённая интонация повествования.

Героем рассказанной нам истории стал некий Лин Бельведер, не сказочный, а вполне реальный вариант вездесущей Мэри Поппинс (которая в конце 1940-х ещё не появилась на свет). Представьте себе сухощавого мужчину в годах, идеального гувернера, который умеет делать чуть ли не всё  на свете. Он оригинал, несколько чопорен (в английском духе) придерживается вегетерианства, занимается йогой. Строг, способен решительно укротить капризного младенца но, при всем своем внешнем безразличии к детям, умеет заслужить их искреннюю любовь. С персонажем Мэри Треверс его роднит ещё то, что Бельведер считает себя даже не совершенством, а гением.  Впрочем, если не считать его мелких странностей, разъясняющихся в конце фильма, такой воспитатель —  мечта любой мамаши. Особенно после того, как от неё сбежала куча нянек, не способных справиться с тремя непоседами и огромным до неприличия дружелюбным догом.

Так, через фильм, произошло наше несколько с талантливой писательницей и сценаристом Гвен Дэвенпорт, по роману которой и была сделана кинокартина. Что же, Дэвенпорт, чьи литературные опусы не переводились до сих пор на русский, изобрела колоритный персонаж. Судя по всему, он пользовался успехом у американского читателя, ибо писательница сочинила и выпустила два продолжения: «Мистер Бельведер идёт в колледж» (1949) и «Мистер Бельведер звонит в колокол» (1951). А экранизировал её прозу режиссёр Уолтер Лэнг, который подвизался в Голливуде с 1920-х по начало 1960-х, и снимал там комедии и мюзиклы. В его активе экранизация  популярной книжки «Маленькая принцесса» (1939) с малолетней звездой Ширли Темпл, а также один из наиболее популярных музыкальных фильмов 1950-х «Король и я» с одним из самых известных актёров того времени Юлом Бриннером в роли повелителя Сиама. (на этот же сюжет Энди Тенант снял свою ленту «Анна и король»).

«Ловко устроился» показал нам Лэнга, как профессионала с тонким чувством юмора. Он умело и ненавязчиво создает застойную атмосферу небольшого американского городка «где каждый знает о другом всё и даже чуточку больше». Здесь местный сплетник и похоже злой гений, Эпплтон собирает урожай слухов, распечатывая чужие письма и подглядывая в двери и окна. А попутно (милая символика) опыляет перышком цветочки в разных палисадниках, в надежде получить неслыханный гибрид. Его мамаша не отстаёт от сыночка, наблюдая за местной жизнью через мощный бинокль. Они учитывают всё: кто и зачем заказал такси, кто с кем танцевал, когда от кого кто вышел (даже если вышел из своего дома) и т д, и т п.  От россказней этой анекдотически-зловещей пары зависит «общественное мнение» снизу доверху. И оно может больно ударить, когда работодатель лишает работы приличного служащего только потому, что о нём, видите ли, пошли слухи!!! Вот в такое болото и попал наблюдательный «усатый нянь» американского разлива и по-своему выступил против местных порядков. Он изобразил «их нравы» в своей книге, которая после издания стала бестселлером, но и проявила друзей и недругов. Кстати, фотография сцены где к новой литературнойзвезде пристают две девицы, очень часто попадается в интернете, потому как справа от Лиина Бельведера сидит пока ещё никому не известная начинающая артисточка, в недалёком будущем секс-символ Голливуда Мерилин Монро.

Роль Лиина Бельведера сыграл весьма известный актёр того времени Клифтон Уэбб (1889 — 1966). Известность пришла к нему поздно, на шестом десятке лет. В 1944 году на экраны выходит криминальная мелодрама «Лора» режиссеров Отто Преминжера, Рубена Мамуляна. За роль писателя и журналиста Уалдо Лайдекера Уэбба удостоили первого «Оскара» в номинации «лучшая мужская роль второго плана». 1946 год закрепляет славу Клифтона. Драма Эдмунда Гулдинга «На краю лезвия»– вновь приносит Уэббу заветную статуэтку «Оскар», и снова в той же номинации – «лучшая мужская роль второго плана» — за блестяще сыгранного персонажа по имени Элиот Темплтон. В 1953 году Клифтон, находясь уже на самом пике своей актерской популярности, получил одну из главных ролей в фильме «Титаник» режиссёра Жана Негулеско. Драма удостоена «Оскара» за лучший сценарий. Ни один из актеров, занятых в картине, статуэток не получил. Начав сниматься в далеком семнадцатом году, к концу пятидесятых Уэбб сыграл порядка тридцати киноролей, среди которых почти не было эпизодических. Однако на рубеже 1960-х актёр оказался невостребованным и, прожив последние пять лет отшельником в своем доме в Беверли Хиллз, скончался в 1966-ом году, в возрасте 76 лет. Утверждают, что призрак Уэбба можно увидеть в ночное время в нескольких голливудских местах.

Наш зритель с творчеством Клифтона Уэбба знаком плохо «Ловко устроился» чуть ли не единственный фильм с его участием, который попал в советский прокат. Несмотря на критический замах, в фильме нет сарказма, его отличает мягкий юмор, которого так не хватало на советском экране. Поэтому зрители смеялись глядя на чудаковатого Лина Бельведера и даже через много лет ленту помнят многие из тех, кому довелось её посмотреть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.