«Гавана» (1990) – С. Поллак

Даже в соцветии фильмов, которые оставил после себя Сидней Поллак «Гавана» занимает особое место, хотя бы потому, что он много лет готовился к его созданию. Пожалуй, ни в одной из своих кинолент режиссёр не был столь романтичен, а Роберт Редфорд столь вдохновенен.

Истории любви переворачивающей жизнь мужчины на всю последующую жизнь – одна из вечных тем искусства. Не буду перечислять произведения разных видов и жанров, скажу только, что здесь также сложились свои стереотипы, которые легко могут превратить подобный, даже психологически тщательно разработанный сценарий в жестокую мелодраму. Многие из них есть и в «Гаване». Достаточно напомнить завязку сюжета главный герой — Джек Уэйл, профессиональный игрок в покер,  плывёт теплоходом в Гавану. По пути он знакомится с Робертой Дюран, женой кубинского революционера и даже помогает ей провезти контрабанду для сторонников Фиделя Кастро. Джек влюбляется, но Роберта принадлежит другому… Далее в сюжете есть и взаимное чувство и спасение любимой из лап полиции и самопожертвование, на которое способен только по настоящему любящий мужчина. Всё это накладывается на события последних недель перед победой кубинской революции, когда обречённый режим Батисты всячески скрывал своё положение. На экране мы видим и блестящий фасад Гаваны — курортного рая для американцев, и переворот, когда теряются всякие нравственные ориентиры, жизнь человека ничего не стоит и нужно принимать решения мгновенно, ибо, как никогда «промедление смерти подобно».

Одушевить такой сюжет может только талантливая режиссура, которой нужен самый крупный актёр. Таким исполнителем стал Роберт Редфорд. Даже в американском кино, богатом на талантливых «звёзд», он неповторимое явление, сильная, цельная личность со своими принципами, взглядами и мироощущением. Великолепные внешние данные, харизма, обаяние завоёвывающие сердца. Большой ум, что видно не только из его ролей, но и из фильмов, которые Редфорд ставит сам. (Вспомним только два: «Легенда Багер Вэнса» и «Заговорщица»). Активная общественная работа. Как сказал он в одном из интервью: «Голливуд всегда хотел от меня чего-то стереотипного, поэтому я  мог бы на долгое время завязнуть в узких рамках амплуа. Кроме того, люди привыкают смотреть кино с косметической точки зрения, но от этого моя работа теряет значение. Я же  на протяжении всей своей карьеры старался избежать гламура». Таков Редфорд. И, тем не менее, я читал (сейчас уже не могу припомнить где), что требования Сиднея Поллака к создателю образа Джека Уэйла были настолько высоки, что он ждал долго, лет 15-ть, пока Роберт «дозреет» до нужной ему степени актёрского мастерства и человеческой мудрости.

Не менее интересна в роли Роберты шведская киноактриса Лена Олин. Я обратил на неё внимание в ленте Фила Кауфмана «Невыносимая лёгкость бытия». Там она великолепно сыграла в паре с другой восходящей звездой европейского кино Жюльетт Бинош и выглядела ничуть не менее талантливой исполнительницей. Однако дальше их пути разошлись. Бинош превратилась в суперзвезду, а Олин как-то незаметно затерялась в ролях второго плана (хотя и у хороших режиссёров).

Поллак подошёл к созданию «Гаваны» с большой ответственностью, помноженной на возможности голливудской киноиндустрии. Прежде всего, он предполагал снимать ленту на Кубе, но тогдашние законы США и экономическая блокада не позволяли вести с режимом Кастро какие-либо деловые контакты. Поэтому фильм создавался в Доминиканской Республике. Растительность там примерно такая же, а в архитектуре зданий можно найти родственные черты. Тем не менее, часть центральной улицы в Санто-Доминго, длиной  почти полкилометра была «загримирована» под центр Гаваны, каким он был в конце 1958 года. Декорации строились 20 недель. Под руководством режиссёра и художника для картины сшили до 10,000 костюмов по моде 1950-х годов.  Кроме этого было изготовлено большое количество головных уборов, аксессуары, ювелирные изделия, перчатки, кубинские военные мундиры… Около 100  американских легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов марок 1950-х появляются на экране, обеспечивая достоверность происходящего.Кубино-американские актеры Тони Плана, и Томас Милиан, игравшие в фильме, покинули страну после революции 1959 года. Они, как и участники массовых сцен — кубинцы переехавшие в Доминиканскую Республику после свержения Батисты, высоко оценили труд съёмочной группы, отметив, что Гавана декабря 1958 воссоздана очень правдоподобно. По словам Сиднея Поллака, «атмосфера в работе с ними стала очень эмоциональной … Все вспомнили «старые времена» в Гаване и перенеслись на 30 лет назад». И, действительно, многие фрагменты, в первую очередь грандиозная сцена повального бегства из казино и из центра города когда стало известно о победе Фиделя относятся к глубоко впечатляющим фрагментам. Гибнет не просто центр развлечений, уходит в прошлое целый стиль жизни. Но личная драма главного героя от этого не становится для нас менее значимой.

В русскоязычных сайтах я не нашёл подробных отзывов о фильме «Гавана». Для меня это стало удивительным необъяснимым открытием, ибо такое кино достойно уважения и восхищения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.