Сделать рождественское драмеди для взрослых, да так, чтобы это смотрелось – задача не из лёгких. Похоже, Нэнси Мейерс (1949) это удалось. Хотя удивительно, что такое светило добротного лирического кино взошло только на рубеже 21-го века, то есть на шестом десятке. Вот только позади у неё осталась школа что надо. Много лет она писала сценарии, главным образом для своего многолетнего мужа Чарльза Шайера и, надо полагать, хорошо следила за его работой. А он временами снимал очень приличные комедии: «Джек-попрыгунчик», «Отец невесты 1-2», «Я люблю неприятности» и др. И не было бы счастья, да несчастье помогло – Нэнси развелась с ним, но перед ней не стояла проблема, чем заниматься далее. Она сама села в режиссёрское кресло и стала творить женское кино. Уже её первая лента «Ловушка для родителей» (1998) обратила на себя внимание, а вторая «Чего хотят женщины» (2000) принесла ей широкую известность. Далее последовали закрепившие успех «Любовь по правилам и без» (2003) и, вот он, «Отпуск по обмену». Для Мейерс, как для постановщика, характерно умение выстроить лирический сюжет достаточно динамично, но не слишком быстро, чтобы можно было рассмотреть развитие отношений между главными героями, попереживать за них и вместе с ними. Конечно, она не избегает пошлости, однако такое качество для голливудского режиссёра (приведём здесь определение талантливого пошляка Душана Макавеева) – это заслуживающий уважения массовый феномен. Отдать ему дань, значит привлечь в зал среднего американского зрителя.
И, тем не менее, есть в драмеди поджанр, где дурной вкус не в чести – это рождественская мелодрама. Её смотрят всей семьёй, часто с детьми, поэтому уважающий себя постановщик не станет нарушать установленные традицией правила. Нэнси проявила себя грамотным режиссёром, умеющим при желании создать ленту в европейской культурной традиции (ничего удивительного, ведь половина действия «Отпуска…» проходит в «старой доброй» Англии). И сюжет вполне женский – ведь лучшая половина человечества, к которой относится и Майерс, так желает внимания, сочувствия и любви (увы, их так не хватает). Правда, как метко заметила критик Екатерина Тарханова (сайт kinomania.ru) «соли (в таких историях) маловато, а с сахаром перебор».
Но, когда ещё помечтать о счастье, как не в рождественские дни – глядишь, провидение улыбнётся. А, если добавить к сказанному хорошую проработку сценария, оптимальный темп, выдумку режиссёра, нашедшего много точных деталей – получается очень милое зрелище, достойно украшающее предновогоднее свободное время.
Отсюда и сюжет, который начинается с краха надежд – так рельефнее. Две героини. Первая — англичанка Айрис Симпкинс, автор свадебной колонки в лондонской «Daily Telegraph». Она безнадёжно влюблена в Джаспера — а тот любит другую. Вторая — американка Аманда Вудс владелица процветающего рекламного агентства. Она обнаруживает, что её бой-френд Итан ей изменяет и выгоняет его в шею. Две обездоленные женщины остро нуждаются в перемене климата, хотя бы на время. Им на помощь приходит всемогущий Интернет, где они и встречаются в сайте обмена жильем на период отпуска. В результате, Айрис переезжает в шикарный дом Аманды в солнечной Калифорнии, а Аманда перебирается в не слишком уютный, но внешне красивый коттедж, где-то в засыпанной снегом глухой английской провинции.
Поскольку комедия явно женская, образы главных героинь выписаны достаточно ярко и сыграны отлично. Начнём с Кейт Уинслейт — Айрис. Она сыграла не очень уверенную в себе женщину средних лет, которая привлекательна внутренней интеллигентностью. Критики справедливо отметили, что актриса относится к своей героине с должной степенью самоиронии, хотя, почему-то ряд рецензентов счёл её героиню недостаточно умной. Думается, это не так, ведь не случайно старый голливудский перец Артур Эббот обратил внимание именно на неё. Он усмотрел в ней качества, коих на «фабрике грёз» уже не сыскать – искренность, отзывчивость и умение не только говорить, но и слушать. Камерон Диас – Аманда – выглядит причёсанной как никогда. Рождественская мелодрама вынудила её отказаться от изрядной доли всегдашней стервозности, припрятать «клыки и когти» до иных ролей и изобразить свою героиню эксцентричной, но, в сущности, неплохой женщиной. На этом ярком фоне мужчины выглядят куда как менее интересными – они более предсказуемы, что ли. Поэтому оставим оценку их исполнительского мастерства на долю восторженных зрительниц. Единственное восхитившее меня (и многих) исключение Артур Эббот в исполнении 90-летнего Эли Уоллаха. Он великолепен и показывает, что настоящие актёры и в 100 лет не теряют таланта. Вспоминаю также 90-летнюю Кэтрин Хепберн в эпизодической роли мудрой старушки в мелодраме «Любовная история» (семейный дуэт Уоррена Битти и Анетт Беннинг). Ведь казалось дунь и рассыплется бабуля – ан нет, интеллект и мудрость, всё при ней. Вот так и Уоллах привлекает зрителей светлым умом и житейским опытом.
А теперь традиционная подборка отзывов о фильме, найденных в дебрях Интернета.
Не так уж часто выходят фильмы, где в основных ролях задействовано четыре человека. Но лучший, наверное, режиссёр романтических комедий, граничащих с мелодрамой -Нэнси Мейерс — всегда тонко чувствует то, что ждёт от неё зритель. Поэтому даже несколько рискованный шаг с квартетом знаменитых актёров удался на самые высший оценки.
«Отпуск по обмену» — сентиментальная и умилительная до глубины души картина, с очаровательными историями любви. То, как эти истории входят в сердца зрителей рассказывать бессмысленно — это нужно прочувствовать. Самые нежные чувства могут выйти на передний план у влюблённых пар после просмотра этого кино. В общем, замечательное кино, которое смотрится с неподдельными эмоциями и реальным сопереживанием. Таких фильмов немного, но этот должен быть в коллекции.
Я где-то читал, что актёры откровенно смеялись в перерывах между съёмками этого фильма, потому что они понимали всю фальшь и нелепость сценария. Но деньги им заплатили хорошие, и вот уже толпы зрительниц рыдают и сладко вздыхают в темноте кинозала. И хоть на время перестают злобиться на «несправедливость жизни».
Этот фильм из коллекции рождественско-новогодних, можно и так сказать. На фоне этого прекрасного времени всегда происходят какие-то невероятные чудеса, перевоплощения и конечно же, это все обязательно должно быть приправлено доброй щепоткой романтических историй. Отмечу еще чудесные саундтреки, которые были органичным дополнением каждой сцены. Смотреть любителям легких романтических комедий, желающих пустить на Рождество пару-тройку слезинок.
Сюжет простой, предсказуемый, но что еще нужно в канун Рождества? Ничего. Сердце наполняется надеждой, верой, добротой, и сидим мы, смотрим «Отпуск», умиляемся, и даже Джуд Лоу уже раздражает не так сильно, как прежде.
Очень понравился фильм! Давно таких не смотрела. Так милый, добрый и трогательный. Его хорошо смотреть под Рождество, он дает ощущение того, что чудеса случаются, и что каждый найдет свою любовь!
Редкий фильм, где персонажи созданы и реализованы так натурально и ярко. Не знаю, как бы сыграли другие актеры, но образы слепленные четверкой главных героев и Уоллахом просто на высоте. В результате получилось отличное кино. Браво!
Однозначно замечательный фильм!
Хорошее кино.