День в октябре (Дания-США, 1992) Режиссёр К. Мэдсен

Длительность 96 минут

Встречается под названием «Один день в октябре». Попытка создать мелодраму на материале Холокоста. На экране Дания осени 1943 года. В стране усиливается недовольство оккупационным режимом, всё чаще слушают запрещённое лондонское радио, узнавая из этого источника правду о положении на фронтах Второй Мировой. Одновременно развёртывается движение Сопротивления. Одна из подпольных групп организовывает взрыв на предприятии, работающем на фашистскую армию. Участник диверсии Нильс Иенсен (Д.Б. Суини) тяжело ранен и падает без сознания в городском сквере. Вечером его обнаруживает девушка Сара Кублиц (Келли Вольф) и укрывает в доме, где живут её родные. Кублицы — еврейская семья, соблюдающая традицию: они посещают синагогу, отмечают шабаты. Насмотревшись на репрессии, глава семьи Соломон Кублиц (Дэниэл Бензали) глубоко убеждён, что пережить нацистский режим можно только живя тихо и незаметно. Поэтому он поначалу испуган и возмущен поступком дочери, могущим навлечь гнев оккупационных властей. Однако, познакомившись ближе с Нильсом, он начинает сочувствовать борьбе датских патриотов. Иенсен, со своей стороны ближе знакомится с бытом и обычаями еврейской семьи и проникается к ней уважением. Так готовится почва для возникновения и развития лирической линии сюжета – любви между Сарой и Нильсом. Молодой датчанин пытается продолжить диверсионную деятельность, однако его группа полностью уничтожена. И тогда ему вызывается помочь Соломон Кублиц. Он проносит на своё предприятие бомбу, вделанную в арифмометр. Это превращение пожилого еврея из запуганного обывателя в сознательного борца против фашизма психологически самый интересный мотив сценария, но он не прозвучал в полную силу по причине малоинтересного актёрского исполнения. Следует отметить и недостаток темпа в первой половине, делающий фильм  достаточно скучным.

После взрыва семья Кублиц скрывается, пользуясь поддержкой датских патриотов. Дальнейшие события переводят камерную драму в часть истории знаменитой операции спасения датских евреев и перевоза их в Швецию. Здесь, несмотря на стандартную, в целом, режиссуру, Мэдсену удалось добиться усиления динамики. Авторы ленты ввели в конце действия несколько штрихов, явно заимствованных из реальности и позволяющих лучше понять ситуацию в стране. Очень колоритен эпизод, когда Сару вот-вот должны арестовать в трамвае, как еврейку, но датчане поднимаются и намеренно встают в проходе таким образом, что немцы никак не могут пройти в конец вагона. Девушке удаётся выскочить из трамвая и убежать. Показателен момент, самоубийства еврейской семьи, не поверившей в своё спасение; муж и жена приняли яд. Привлекает фрагмент, когда беженцы идут к морю и должны пересечь шоссе. В этот момент по нему едет машина немецкого патруля с прожектором. Маленькая девочка-еврейка, отбившаяся от родителей, выскакивает прямо на проезжую часть, навстречу автомобилю. Тот останавливается, и из него выходят гитлеровцы. Однако, навстречу им из кустов поднимаются датские патриоты с автоматами. Немцы предпочитают не вступать в перестрелку и уезжают.

В целом лента сделана корректно, но ей не хватает яркости. В раскрытии этой темы предпочтительнее выглядит лента «Полночное чудо» (см каталог). Для зрителей интересующихся отражением еврейской темы и истории Холокоста в мировом кино.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.