Башня семи горбунов (Испания, 1944) Режиссёр Э. Невилль

Длительность 80 минут

Башня1Экранизация повести Эмилио Каррере, ставшей основой для этого культового готического ужастика. Еврейская тема «встроена» в сюжет таким образом, что для понимания её места необходимо изложить хотя бы вкратце события в их последовательности. Перед нами, Мадрид конца 19-го века. Студент-археолог Басилио Бельтран (Антонио Касаль) пытается заработать денег, играя в рулетку, однако парню фатально не везёт. Появившийся загадочный одноглазый незнакомец, которого никто, кроме Басилио не видит, показывает студенту на какие числа следует ставить. На единственную оставшуюся у него фишку тот выиграл целое состояние. По выходе из казино, призрак представился профессором Робинсоном де Мантуа, убитым злодеями год назад. На следующий день он поручил Бельтрану спасти его племянницу, прекрасную Инесс (Исабель де Помес), над которой нависла смертельная опасность от тех же преступников. Басилио, устремился на помощь красавице и (конечно же) влюбился в неё. Но Инезилья, хотя не была уверена в самоубийстве дядюшки сомневалась в серьёзности предупреждений. И напрасно. Через пару дней девушку похитили. К этому времени студент уже узнал о существовании некой башни семи горбунов. А здесь (внимание!) начинается нечто для нас интересное.

Оказывается профессор Мантуа проник в располагающийся под Мадридом подземный город, созданный евреями, отказавшимися повиноваться закону об изгнании 1492 года. Они  использовали для своих сооружений ряд пещер, возникших в незапамятные времена и построили удивительную башню, которая простиралась не вверх, а на много этажей вглубь земли. (позднее это сооружение связали с горбунами) По её серым стенам шла вниз винтовая лестница, столь живо напоминающая фильмы немецких экспрессионистов.Башня2 Выходы наружу находились в самых разных местах испанской столицы и старательно маскировались. Один из них находился в помещении древней синагоги — о нём в фильме несколько раз говорили, но так и не показали. В подземелья иудеи перенесли свои сокровища и охраняли их до тех пор, пока все не умерли. Впоследствии их место заняли другие отщепенцы: уроды физические и нравственные. Они занимались здесь преступными делами, включая производство фальшивых денег, но продолжали свято хранить тайну своего укрытия. Руководил ими в конце 19-го столетия коварный доктор Сабатино (Гильермо Марин). в котором по выражению одного из рецензентов соединились «салонная церемонность, холодный ум, циничная расчётливость, железная воля лидера и цепенящий взгляд гипнотизёра». Естественно, те, кто попадал в этот подземный мир либо оставались в нём навсегда, либо умирали до того, как успевали открыть тайну тем, кто наверху. Вместе со следователем Мартинесом Басилио Бельтран проник в этот удивительный мир, но его подвиги по спасению прелестной Иньес выходят за рамки нашего интереса и желающий ознакомиться с ними может найти и посмотреть ленту в интернете.Башня4Так как фильм снимался в годы Второй Мировой войны, в которой испанский диктатор Франко поддерживал Гитлера, логично было бы предположить, что связь евреев с заменившими их уголовниками и фальшивомонетчиками носит антисемитский характер. Но таких свидетельств не найдено, Скорее всего ставшая легендой для испанцев знаменитая история изгнания 1492 года просто добавила «Башне…» романтики и показала как некие черты культуры изгнанного этноса вошли в духовное наследие испанцев. При этом многие исторические детали оказались забытыми. Так, каббалистические письмена  связывались уже не с ивритом, а с некоим эзотерическим языком. Но такая поверхностность вполне укладывалась в концепцию фильма, где зловещесть удачно соединялась с непринуждённым юмором, напоминая не столько ужасы классической «готики», сколько её сочетание со смешными деталями совершенно в духе «Кентервилльского привидения» О. Уайлда. Получилась удивительно милая атмосфера о которой один из зрителей метко сказал: «Каррере, постигший суть декадентской эстетики, и Невиль, впитавший испанистость с молоком матери и воздухом дедовского родового замка, сумели воплотить чисто испанскую мистическую историю на почти современном материале (коль скоро речь идёт о любви и мистике, не суть важно, идёт речь о конце XIX или о середине XX века). Волшебство, призрачность, реальность, достоинство, любовь, смертельный риск, юмор и бокал вина — тут есть всё и в нужных пропорциях. Искренне жаль, что сейчас такого снять не смогут. Нынешние авторы слишком испорчены, чтобы достичь наивной чистоты декадента Каррере, и слишком технически вооружены, чтобы обрести простоту Невиля». В своё время фильм пользовался в Испании большим успехом. Для зрителей интересующихся отражением еврейской темы в мировом кино.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.