Длительность 135 минут
Экранизация одноименного романа Томаса Костейна (1885 — 1965). Существует перевод книги на русский язык. Сюжет основан на евангельских текстах и сочинениях раннехристианских авторов. Преломив собранный материал, писатель создал картину далёкую от исторической действительности. Время действия – середина 1 века нашей эры. По ряду регионов Востока пользовались спросом изделия серебряных дел мастера Базиля из Антиохии (Пол Ньюман). Он был рабом и вёл тяжелую жизнь, повинуясь приказам алчного и жестокого хозяина. На счастье, мастера выкупил евангелист Лука (Александр Скурби) и увёз с собой в Иерусалим. Здесь Иосиф Аримафейский (Уолтер Хэипден) поручил ювелиру ответственный заказ – сделать оправу для чаши Святого Грааля с изображением по окружности ликов Иисуса и его апостолов. «Дабы все, кто будет жить после нас знали, как они выглядели». Параллельно развивается вторая линия. В ту же Антиохию приехал лидер тайной иудейской организации сикарии Миджамин (Джозеф Уазман). Он обратился за помощью к выступавшему там для римских солдат иллюзионисту — самаритянину по имени Симон-волхв (Джек Паланс). Фокусник привлекал их иллюзиями, а его «ассистентка» Елена (Вирджиния Мэйо) красотой. Миджамин пригласил его в Иерусалим для развала движения ранних христиан.
По мнению «кинжальщика» их проповедь смирения и воздаяния на том свете отвращала евреев от активного сопротивления захватчикам. Фокусник согласился занять лидирующее положение среди экстремистов. Им руководило желание не только получить золото, но и отомстить апостолу Петру за старую обиду. Когда Симон был ещё юношей, он попросил этого ученика Христа открыть ему тайну взглядов учителя. Ради этого самаритянин даже крестился и предложил апостолу взятку, но Пётр отверг её, сказав: «Деньги твои будут на погибель тебе». С того времени иллюзионист возненавидел носителей новой веры и готов был любыми путями доказать её несостоятельность. Для доказательства своей «миссии» Симон решил покорить иерусалимцев своими чудесами, убедить их, что он выше Христа и провозгласить себя мессией. Для усиления своего могущества решил похитить из дома Иосифа Аримафейского Святой Грааль и уничтожить чашу. В Иерусалиме сделать это не удалось, так как символ веры сложным путём попал в Антиохию, а оттуда в Рим… Детали второй половины повествования, включая разрешение конфликта Петра и Симона в столице империи, каждый желающий может прочесть в романе или увидеть на экране.Оформление фильма нетипично для Голливудских лент того периода. Оно условно, абстрактно, напоминает театральные постановки более позднего времени. Именно в таком отвлечённо-восточном стиле показан Иерусалим, в экранном показе которого совершенно невозможно представить реальный город. (Возможно, для полноценно реалистических декораций просто не хватило денег). Однако эта особенность не мешает направлять прочтение сюжета в рамки западно-христианских ценностей. Как и почти во всех старых лентах, за всё действие ни разу не прозвучало слово «еврей». Однако по именам видно; семья Иосифа Аримафейского принадлежит этому этносу – сын Аарон (Майкл Пате), внучка Дебора (трогательно сыгранная Пер Анджели). Кстати, она с благословения деда вышла замуж за «гоя» Бэзила (!?). Свадебный обряд проходил под хупой и в нём использовались обряды иудаизма. Роман затронул религиозную и политическую борьбу в Иудее первого века. В нескольких сценах появляются сикарии. Убеждённые борцы против римских колонизаторов играют в сюжете двойственную роль, но больше напоминают шайку разбойников. Образ лжемессии Симона-волхва, так, как он дан в «Деяниях апостолов» показывает, что в 1 веке далеко не все евреи (не говоря о представителях других народов) поддерживали христиан. В 1955 году лента номинировалась на «Оскар» за лучшую работу оператора и лучший саундтрек. В прокате провалилась. К 21 веку «Серебряная чаша» художественно устарела. Кстати, Пол Ньюмен, дебютировавший в ней как исполнитель главной роли позднее отрицательно оценивал и самоё ленту и свою в ней работу. С точки зрения составителя каталога в настоящее время кинокартина интересна только для узкого круга зрителей.
Сюжет закручен неплохо. Надо будет поискать роман и сравнить.
Про Симона-волхва слышал. По сюжету — типичная борьба между конкурирующими сектами. Победившие христиане очернили своего противника. Ньюмен так себе. Из персонажей самые колоритные — семья Иосифа Аримафейского. Очень приятная Пер Анджели — Дебора. Жаль рано умерла.
Люблю такое старомодное обстоятельное кино. Но оформление многих сцен меня удивило. Точно отметил автор аннотации — словно смотришь театральный спектакль.
Скачал ради исторической темы. Включил, посмотрел. Думал Хуже будет. По моей оценке твёрдая тройка.
Слишком старомодно. Недостаточно эмоционально раскрыто противоречие между Симоном и христианами. Тут можно было бы развернуть эпическую трагедию. Но никакой эпики нет. Все сведено к личному конфликту между Симоном и Петром. Поэтому Джек Паланс совсем неинтересен — эдакий законченный злодей. Его партнёрша Вирджиния Мэйо гораздо ярче.
Чувствуется, что фильм старый. Затянуто. Но сюжет интересный.
В Иудее 1-го века была очень сильны политическая борьба и религиозные столкновения. Помню был интересный фильм «Дело назаретянина». В каталоге есть два его варианта, но я видел только старый.
Как я понимаю, много исторических неточностей. Но, в конце-концов, это же не не научная работа. А так смотрится неплохо.
Период интересный. Столкновение религий и культур. Но постановка очень старомодная.
Мне нравится сочетание религиозных сюжетов с историей. Так можно лучше представить себе картину зарождения христианства.
Спасибо. Приятно посмотреть ранний широкоэкранный фильм. А этот оригинальный, не похож на другие. Больше фильм-спектакль.
Старомодно, но приятно.
Фильм в целом понравился, хотя и для 50-х он не самый лучший.
Фильм устарел. Особенно раздражают периодически возникающие вторые планы, напоминающие символические театральные декорации. У них что денег не хватило на реалистическую обстановку?
Типичный исторический боевик 1950-х. Смотреть можно.
Добротное старое кино. С учётом изменения динамики к нашим дням смотрится неплохо.
Это конечно старомодно. Но кино приятное.
Оказывается 70 лет назад умели делать приемлемое кино.