«Лев зимой» (1968) – Э. Харви

Подобного исторического фильма мы в советское время не видели. Поражала невиданная дотоле попытка не просто заглянуть во внутренний мир крупных политиков Средневековья, но представить их себе как живых людей обуреваемых страстями.

В основе сценария лежит пьеса драматурга Джеймса Голдмена (1927 – 1998). «Лев зимой» его лучшая работа (за её адаптацию для экрана он, кстати, удостоен «Оскара»). Читателей и зрителей привлекла очень убедительная психологическая разработка характеров, хотя в адрес автора раздавались упрёки в том, что он в некоторых деталях отошёл от правды фактов и осовременил образы исторических деятелей 12-го века. Из других его произведений знаю только пьесу «Робин и Марианна». Одноимённый фильм по ней (режиссёр Ричард Лестер, с Шоном Коннери и Одри Хепберн) в советском прокате был назван «Возвращение Робин Гуда». Известна также лента «Анастасия: загадка Анны», созданная по его сценарию (режиссер М. Чомски). При переделке для экрана своего наиболее интересного творения Голдмен, как автор берёг текст; поэтому сценарий «Льва зимой» получился хоть и хорошим, но многословным и, при всех своих литературных достоинствах, представлял значительные трудности для постановки. В последующие годы именно это произведение напоминало о его авторе. Пьеса ставилась на сценах в различных странах мира, а в 2003 году А. Михалков-Кончаловский поставил в США вторую её экранизацию. Такой проект делает ему честь, но лавров он ему не доставил.

Энтони Харви (1931) пришёл в режиссуру довольно поздно. До этого он много лет работал монтажёром у разных режиссёров, в том числе у Стэнли Кубрика, где участвовал в создании «Доктора Стрейнджлава…» и «Лолиты». «Лев зимой» его второй и наиболее удачный фильм в котором он показал себя зрелым мастером. В дальнейшем ставил разножанровые ленты, с 1994 года не снимает.

Удивительная история, не правда ли? Не слишком известный и популярный драматург, неизвестный  режиссёр создают ленту, просмотр которой и до сих пор вызывает бурные дебаты и эмоциональные отклики с диапазоном от полного неприятия до безоговорочного восхищения. В чём же причины и того и другого?Главный козырь противников фильма – недостаток динамики. Это верно. Сценарий, созданный на основе пьесы с обилием диалогов, обстоятельностью и психологичностью диктовал неторопливый ритм театрального спектакля. Смотреть такую ленту для любителей исторических боевиков – сущее наказание. Не собираюсь приводить или оценивать их критические замечания, разбросанные по разным сайтам, просто напомню (не столько им, сколько новым зрителям «Льва зимой»), что история это не только битвы, драки, красочные церемонии, балы и любовные эпизоды. Прошлое включает в себя «тихие шаги за сценой», переговоры и заговоры, где проявлялись хитросплетения династических и межгосударственных отношений, куда вторгались личные симпатии и антипатии. В созданных по такому принципу фильмах есть свой резон: они помогают присмотреться к конкретным людям, понять их психологию и, в конечном счёте, лучше представить себе тайные пружины двигающие власть имущими в разные времена. Если принять такие предложенные создателями ленты «правила игры», то получаешь в руки ключ для восприятия содержания кинокартины и понимаешь, что для успешной реализации такого подхода у создателей фильма был только один путь – привлечь талантливых актёров для создания убедительных образов деятелей того прошлого. «Лев зимой» просто не мог быть иным; перед нами АКТЁРСКИЙ ФИЛЬМ.

И главные персонажи в этой семейной драме Генрих II и его жена Элеонора – Алиенора Аквитанская, выпущенная на праздник из заключения. Два человека могучей энергии, которых соединяют далеко не простые отношения. Не случайно, когда у Кэтрин Хепберн попросили дать оценку её героине, актриса ответила: «Она обладала качеством, которое я разделяю и ставлю во главу угла: любовь к жизни, но без сантиментов» – и подумав, добавила – «А иначе как бы она прожила столько лет?». Нет необходимости характеризовать прототипы экранных персонажей, ограничимся тем материалом, который даёт нам фильм. Стержень сюжета – болезненная проблема, стоящая перед венценосной парой – судьба державы. Генрих, как создатель королевства осознает, что конец его близок, а нет у него достойного продолжателя его дела. Ни один из его старших сыновей не достоин трона, младший – в пелёнках; кому завещать страну? Элеонора не только королева, она и мать. Поэтому в ней идёт сложная борьба. Ей нужна личная свобода, но ещё больше она желает, чтобы преемником мужа и мучителя стал один из её пусть и непокорных и непочтительных, но ЕЁ отпрысков, а не «бастард» от молодой соперницы.В этом противоборстве, заключённом в отличные диалоги, все средства хороши. Как точно заметил один из критиков: «слова здесь разят как кинжалы, а юмор сплошь да рядом переходит в убийственный чёрный сарказм». Накал страстей приводит к повышению интонаций. Да, исполнители главных ролей часто кричат, но это объяснимо остротой ситуаций заложенных в сценарии, когда ставки слишком высоки, выхода из клубка противоречий не видно и, поэтому персонажи впадают в отчаяние. Вдобавок, судя по пьесе, все персонажи встретились всего на несколько дней и за этот короткий срок им нужно сделать всё, высказаться полностью, иначе может быть поздно. Нужно отметить и ещё один очень важный момент: главное между Генрихом и Элеонорой – любовь – вражда, любовь – ненависть и передано это непостижимо точно, как и иные прочие нюансы их отношений. Кажется готовы друг друга изничтожить, но в их прощании (совершенно великолепная финальная точка) звучит надежда на новую встречу.  Остаётся только восхищаться дуэтом Питера О’Тула и Кэтрин Хепберн, одним из самых ярких из виденных мною за всю жизнь. На их фоне талантливые дебютанты Энтони Хопкинс и Тимоти Далтон выглядят пигмеями. Отдадим должное и мастерскому дубляжу Гердт – Кончакова очень хорошо передали высокий, иногда запредельный накал эмоций. Особенно нужно отметить работу Зиновия Гердта. На сцене ему не довелось сыграть трагедийные роли такого масштаба, но дубляж Питера О’Тула и Юри Ярвета («Король Лир» Козинцева) показывают нам истинный масштаб его дарования.

Отзывы

Прекрасные актёры. Отличный фильм!

Не ожидала, что фильм окажется так хорош. Прекрасная литературная основа – пьеса Джеймса Голдмена плюс игра знаменитых актёров – настоящий эликсир молодости для фильма полувековой давности. Даже не знаю, как лучше обозначить жанр – не просто драма, а драма страстей, при этом с полным правом – историческая. Разумеется, содержание – плод фантазии Голдмена, однако оно натянуто на жёсткий каркас исторических фактов, не противореча ни в чём подлинным событиям. Могло быть и так…

Фильм просто обалденный, очень сильный актерский состав, каждый актер просто блистателен, а какие диалоги – заслушаться можно, (один диалог про знающую семью что стоит). “Я знаю. Ты знаешь, что я знаю. Я знаю, что ты знаешь, что я знаю. Мы знаем, что Генрих знает, и Генрих знает, что мы знаем. Очень знающая семья.”

Обычно исторические фильмы смотрю с удовольствием, но этот показался чрезмерно истеричным. Все эти вопли, рыдания, нюни и постоянная смена настроения к середине фильма уже не вызывают никаких чувств, кроме раздражения и желания сначала сделать потише, потом отказаться от дальнейшего просмотра. Потому что уже совершенно все равно, что будет дальше – лишь бы не слышать КОРОЛЕВУ…

Потрясающий фильм. Интриги и дворцовые перевороты. Эмоциональные взрывы. Отличная актерская игра. Всем кто любит исторические драмы, очень советую

Это не исторический экшн, но большое кино в относительно скромных декорациях. Вспомнились фильмы “Трамвай желание”, “Служебный роман” и др., когда наблюдаешь за происходящим, словно бы, в окно, когда не можешь оторваться от экрана из-за магнетизма, напряжения актёров. Фильм – чистое, честное золото.

Полагаю, к этому фильму не следует относиться как к историческому. Он – энциклопедия интриг, коварства, предательства и… Любви! Великолепная игра замечательных актеров надолго удерживает в памяти эти лица, эти чувства…

Это один из немногих гениальных фильмов, которые я видела в жизни.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>