«Каллас навсегда» (2002) – Ф. Дзефирелли.

Прославленный Франко Дзефирелли (1923) начинает обращаться к проблемам сущности искусства и его роли в жизни людей. Ничего удивительного. Время идёт, наступает момент для подведения итогов. В последней работе он экранизировал вымышленную историю из жизни Марии Каллас и это (как мы видим) также не случайно. Но, для него биография оказалась всего лишь отправной точкой для высказывания своих мыслей о наиболее важных для него проблемах творчества. На авторов таких лент критики с удовольствием налетают с упреками в нарушении исторической правды.

Так было, например, с «Андреем Рублёвым» А. Тарковского. Крупный знаток иконописи М.В. Алпатов с пеной у рта доказывал, что реальный Рублёв к экранному не имеет никакого отношения, и он был прав. Дзефирелли также получил свою порцию замечаний от рецензентов. И за что? Фильм-то, по большому счёту, не о Каллас, это изложение позиции самого Дзефирелли о творце и творчестве. А, так как он, как истый итальянец, тонко понимает и чувствует музыку, ещё точнее оперу; он исходит от этого жанра. Для него опера концентрация духовных ценностей. Его многочисленные постановки, и, в первую очередь, “Отелло” и “Травиата” шедевры не просто музыкального, а большого кино. По всему тому, для своей притчи он искал серьёзную певицу с драматической судьбой, нужной для сюжетной основы и нашёл в её Каллас.

Мария Менегини Каллас (1923 – 1977) одна из самых романтических фигур на оперной сцене в середине прошлого века. Получив отличное образование в Афинской консерватории у знаменитой Эльвиры де Идальго, она не сразу начала певческую карьеру. Расцвет её творчества приходится на конец 1940-х – середину 1950-х. Именно в это время сделаны наиболее её удачные записи. Обладала не только прекрасным голосом, но и большим даром драматической актрисы, это позволило ей резко раздвинуть рамки своего репертуара. При этом она не задумывалась о состоянии голосового аппарата. Конечно, мало кто из её коллег-современниц решался исполнять столь разные и многочисленные партии от произведений Россини, Доницетти, Беллини до музыкальных драм Вагнера. Но, к последним Каллас не следовало подходить на пушечный выстрел. Уже давно доказано, что вагнеровские партитуры с их огромным составом оркестра ставили перед исполнителями непосильные задачи и лишь некоторые певцы с исключительно сильными от природы голосами могли безнаказанно петь в операх немецкого мастера. Все остальные, с более скромными возможностями надрывались и через короткое время обнаруживали у себя ухудшение тембра и падение силы звука. У Каллас к этому излишеству добавилась бурная личная жизнь. Всё вместе взятое привело к тому, что уже в конце 1950-х годов у неё начались проблемы с вокалом. Через 10 лет от её прекрасного тембра осталось одно воспоминание. Возможно, к этому добавилась болезнь, о которой пишут во многих интернет источниках. Большую сцену пришлось ставить и доживать свой век в Париже.Именно к этому времени относится действие драмы «Каллас навсегда». По сценарию продюсер великой певицы Ларри Келли (вымышленный персонаж в исполнении Джереми Айронса) предлагает ей создать ряд фильмов в которых следует сочетать блестящие фонограммы ранних лет со зрелым сценическим мастерством позднего периода. Внешне всё вполне нормально. Сначала Каллас (Фани Ардан) соглашается и ожидается новый взлёт популярности  примадонны. Более того, певица решает исполнить в новом фильме партию Кармен, которую она много лет готовила и даже записала на плёнку, но боялась исполнить на сцене. Всё хорошо, вот только чем дальше, тем больше Каллас мучит мысль, что она обманывает любителей искусства, показывая им несуществующее сочетание голоса и мастерства. Тут уже проявляются соображения и размышления самого Дзефирелли, уводящие его и нас совсем далеко от реальных фактов. Однако, такой ход позволил режиссёру создать впечатляющую притчу о смысле и итогах творчества. Её содержание можно сформулировать коротко:

  • Нужно отдавать себя служению избранному делу, но быть честным перед искусством, собой и своими поклонниками (то есть, людьми, которые тебе верят).
  • Нельзя продлять свой успех в искусстве с помощью технических ухищрений, когда пик твоей творческой формы остался далеко позади. (современные «поп-звёзды», наоборот, пойдут на любой обман, лишь бы сохранить популярность).
  • Не поддаваться на искушения в этом плане, которые особенно велики, когда тебе предлагают   сделку с совестью знающие и любящие тебя люди.

В финале певица отказалась от проекта, с тем, чтобы остаться в памяти людей настоящей Каллас. Лучшая работа в фильмографии Фани Ардан и, безусловно, примечательная в богатейшем списке Джереми Айронса.

Далее отзывы о фильме, собранные в разных местах. И эти слова стоят того, чтобы их прочесть.

Этот фильм поражает, заставляет чувствовать, задумываться о том, что мы предпочитаем забывать в повседневной суете. Безупречная игра актеров. Мария Каллас в исполнении Фанни Ардан великолепна. Она магнетизирует своим образом, притягивает своим потрясающим голосом, интересует, завлекает. Одновременно со всей свое силой, мощью, героиня так беззащитна. Беззащитна от жизни, от времени. Попытки вновь стать свободной, великолепной для своих почитателей… Этот фильм о страхе потерять то, что нам дороже всего, и устоять, в первую очередь, против самих себя, своих желаний, возникающих под гнетом невыносимых мыслей, смотреть вверх, даже, если утраты тянут тебя вниз. Я была потрясена этим фильмом и считаю, что история кинематографа составляется именно из таких шедевров.

Я смотрел «Каллас навсегда» в пустом зале и понимал, что, кроме Франко Дзефирелли, так показать Париж и моменты жизни Каллас, пусть вздорной, пусть немного истеричной, но бесконечно обаятельной и харизматичной женщины в исполнении Фанни Ардан, не смог бы никто. Голос неземной, божественной красоты до сих пор звучит внутри и, как настоящее искусство, его нельзя уже ничем заглушить.

Это фильм про романтиков, движимых жизненными принципами, которые дороже, чем кэш и общественное мнение. О правильном выборе, заставляющем восхититься. О сильных духом людях, для которых даже талант не главное. Главное – жажда жизни, неутолимая. А еще пахнет Парижем и любовью. Обязательно посмотрите.

Изумительная Фанни Ардан, очень убедительный Айронс. В сцене, где ночью, мучаясь бессонницей, Каллас “пропевает” заново свои арии под пластинку и не может взять высокую ноту – сердце останавливается, будто ты вместе с ней плачешь над загубленной жизнью.

Потрясающая игра Фанни Ардан – главное, что есть в этом фильме. Каллас действительно оживает в теле французской актрисы. Степень портретного сходства, повторю, вряд ли кого должна волновать: если мы верим, что Роберт Дауни-младший может стать Чаплином – то тем самым мы признаем, что в кино возможно любое допущение. У Ардан действительно много «общих точек» с реальной Марией Каллас. Но довольствоваться этим – задача для начинающей актрисы. А Фанни Ардан – мастер высочайшего класса. И она идет вглубь. Она разлущивает характер героини, она примеряет на себя ее неуравновешенность, взбалмошность, искренность, ранимость, она превращается в легенду, раздираемую пониманием собственного величия и собственной же неполноценности. Есть в фильме пара-тройка моментов, сыгранных Ардан с абсолютным совершенством. Глядя на нее в эти минуты, понимаешь, ради чего существует кино. (Джон Сильвер)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>