Выживая с волками (Германия-Франция-Бельгия, 2007) Режиссёр В. Бельмон

Длительность 115 минут

Есть и другой вариант названия: «Выжить с волками». Экранизация книги М. Дефонсека: «Миша. Воспоминания о годах Холокоста». Это драматическая история скитаний маленькой еврейки во время Второй Мировй войны, считавшаяся воспоминаниями о реальных событиях. Однако, обратим внимание на крайне любопытные фразы автора, неоднократно встречающиеся в Интернете: «Мое видение мира было достаточно нереальным, именно оно и послужило мне отправной точкой. Я была не ребенком и не взрослым, а каким-то исключительным существом, в котором странно переплелись дедушкины идеи и уроки» или «Это моя история. Пусть это не подлинная реальность, но она моя. Временами мне трудно различить действительность и внутренний мир». После таких признаний уже меньше удивляет заявление сделанное Миша Дефонсека историкам и журналистам. Женщина сказала, что описанных событий в её жизни не было, она сочинила всю эту историю от начала до конца, и ее псевдомемуары следует считать литературной мистификацией.

Многих читателей подобные откровения разочаровали, однако, до этого книга была переведена на 18 языков, включая русский, и стала бестселлером, принесшим многомиллионные доходы. Так как она посвящена еврейской теме, посмотрим с каких позиций рассматривается в её экранизации тема Холокоста… Начало 1943 года (в фильме действие развёртывается именно так). Семья немецких евреев Геруша (Яэль Абекассис), Реувен (Мишель Бернье) и их дочь шестилетняя Миша (с ударением на последнем слоге) уже несколько лет скрывались от фашистов по различным странам. Вскоре после поражения гитлеровцев под Сталинградом взрослых арестовали в Брюсселе. На свободе осталась одна Миша (Матильда Гоффарт), которая попала в дом состоятельных бельгийцев, а от них к старику Эрнесту, бывшему учителю. Именно от него девочка узнала, что её родители где-то на востоке и решила идти туда. Она изучала с ним географические карты и получила в подарок компас. Однако, подготовку не удалось довести до конца, ибо Эрнеста и его жену арестовали по доносу, отправив в местную жандармерию.

Миша снова осталась одна и начала свой поход на восток, продолжавшийся более двух лет. Питалась она ворованными продуктами, выкопанными кореньями и овощами, вся обносилась и чувствовала себя плохо. Перед зимой 1943 – 1944 года девочка познакомилась с белой волчицей, которую назвала Мама Рита и та стала сопровождать девочку постоянно. Животное приносило ей добычу, которая Миша поедала сырой. Постепенно вокруг них образовалась стая и человеческий детёныш (почти Маугли) чувствовала здесь себя вполне комфортно. Год спустя охотники убили Маму Риту, но Миша отбила её тело и похоронила животное, впервые в жизни осознав, что потеряла верного друга. В дальнейшее развитие сюжета вклинилась странная нестыковка, подмеченная критиками и зрителями. Она касается эпизода встречи главной героиней с подконвойной колонной соплеменников, которым мальчишки-немцы кричат: “жиды, жиды” и забрасывают их камнями. Понятно, почему девочка-еврейка попала в шеренги угоняемых, но совершенно неясно как она выбралась оттуда. Впрочем, действие снова обретает последовательность с того момента, когда героиня фильма вышла самом конце войны, на небольшой отряд Красной армии. Бойцы, среди которых выделился один юноша обогрели, накормили и помыли девочку, но, скоро “советские” стали возвращаться на восток, а она двинулась на запад, в Брюссель. Юная беженка добиралась назад без денег, под вагонами. Прибыв в столицу Бельгии, оборванная и измученная, она  не нашла никого из родителей и опять попала в детский приют. Вскоре после этого Миша тяжело заболела, жизнь маленькой страдалицы была в опасности, но её нашёл и помог выходить уже известный зрителям старый Эрнест. Он же забрал девочку к себе, ибо родители её погибли в концлагере. Таков относительно благополучный итог этих скитаний.

Конечно, признание Миша Дефонсека историкам и журналистам в ложности своих воспоминаний и тот факт, что она даже не является еврейкой (её настоящее имя Моник де Вель) подорвало нравственную репутацию писательницы, но не отразилась на оценках её творения. Просто псевдомемуары Моник перешли в разряд тех чисто литературных произведений, сюжет которых следует считать абсолютной выдумкой, воспроизводящей, однако атмосферу реальных трагических событий. И фильм добросовестно показывает одиссею маленькой девочки, вечно голодной, оборванной, отощавшей, завшивевшей – а мы знаем, что в ту эпоху число таких лишённых по вине гитлеровцев тепла и душевного комфорта детей (и не только евреев) исчислялось миллионами. Поэтому идея, по которой животные в годы войны оказались гуманнее нацистов, совершенно не противоречит исторической и этической правде. К тому же, по художественным достоинствам лента не просто высокопрофессиональная, но и очень впечатлюющая. Прекрасная работа Матильды Гоффарт. В роли матери её героини снялась одна из лучших израильских актрис Яэль Абекассис. Для зрителей интересующихся темой Холокоста в мировом кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>