Ненависть (Франция, 1995) Сценарист и режиссёр М. Кассовитц

Длительность 97 минут

Высоко оцененный дебют режиссёра Матье Кассовитца в игровом кино. По его словам перед нами «рассказ об обществе, которое говорит, что у него всё в порядке». 1990-е, один из пригородов Парижа, населенный большей частью арабами и афроамериканцами. Действие развёртывается по часам на второй день  беспорядков, начавшихся после ранения арабского подростка Абделя. Тогда толпа юношей громила магазины, поджигала машины, вступала в драки со стражами порядка. В ходе столкновений один из полицейских потерял пистолет. Его нашел персонаж фильма еврей Винс (Венсан Кассель), выросший, как он сам говорит, на улице. В случае смерти Абделя  Винс желает пустить в дело попавший к нему ствол и «сравнять счёт» – пристрелить копа. Друзья: араб Саид и афроамериканец Юбер – отговаривают его от такого шага («ненависть порождает ненависть»). Однако, ближе к концу действия на экране появляются новые персонажи – банда скинхедов, преследующих всех чужаков.

В ходе драки троица берёт в плен одного подонка и у Винса появляется отличная возможность пристрелить врага. Но, выясняется, что он не в состоянии отобрать жизнь у человека. Это открытие потрясает его самого.  Он отдаёт пистолет Юберу и гибнет через несколько секунд от рук тех же скинхедов, явившихся с подмогой и оружием разбираться с похитителями своего дружка. Национальная принадлежность «не изувеченного интеллектом» главного персонажа видна из единственной сцены, где его бабушка говорит, непутёвому внуку, мол такие, как ты в синагогу не ходят, а потом школы поджигают. На его возражение: я школы не поджигал, старушка резонно заявляет, но в синагогу, то ты не ходишь. Смутно проходят намёки на плохие отношения между евреями и частью арабов. Поэтому, желая применить оружие, Винс, кроме мести, преследует цель самоутвердится в глазах окружающей его разноязыкой молодёжи. Остальные привязки к еврейской теме – несущественные штрихи, вроде рассказа встреченного в туалете старого иудея о соплеменнике Грюнвальдском. Тот во время этапирования в советскую Сибирь не успел посрать (лексикон фильма) во время остановки состава и, замёрз, отстав от поезда. После такого повествования Саид недоуменно вопрошает не столько друзей, сколько зрителей: «И зачем он нам всё это рассказал?»Безусловно, Винс – еврей, но режиссёру важна не национальная принадлежность персонажей, а их социальное положение, как представителей прослойки не нашедшей себя в современном обществе молодёжи. Бьют в глаза безликие дома, низкий уровень жизни, сотни слоняющихся по улицам безработных и безденежных юнцов (в русскоязычных сайтах используется точный термин – гопники). На экране бездуховный быт, примитивные язык и мышление. Свободное время заполняется шатанием между спортивным залом и клубом брейк-данса. Постоянное недовольство прорывается в стычках между собой и с полицией. Нищета района подчёркивается чёрно-белым изображением. Конечно, «Ненависть» открыла возможность показа на экране социальных проблем современной Франции. Матье Кассовитц получил за неё «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, а фильм удостоен пяти «Сезаров» в разных номинациях. Однако в настоящее время смотреть ленту скучновато. Невозможно сочувствовать её персонажам, ибо они не пытаются как-то вырваться из своего положения, а предпочитают оставаться иждивенцами на шее общества.

Для зрителей интересующихся использованием еврейской темы в мировом кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>