Алое и чёрное (США-Италия, 1983) Режиссёр Дж. Лондон

Длительность 143 минуты

Алое1

Сценарий фильма основывается на реальных фактах, а его персонажи исторические личности. Италия, 1943 год. Режим Муссолини свергнут, но значительная часть страны, включая Рим, оккупированы гитлеровскими войсками. Новые хозяева Вечного города, включая начальника СС полковника Херберта Капплера (Кристофер Пламмер) стали насаждать в нём режим террора, но, одновременно пообещали Втикану сохранить его нейтралитет. В момент кризиса итальянского фашизма бежавшие из заключения пленные солдаты и офицеры союзных армий, а также евреи и другие несчастные устремились в Рим, надеясь на содействие католической церкви. Помощь им, на свой страх и риск, возглавил один из прелатов Ватикана, ирландец по происхождению Хью О’Флаэрти (Грегори Пек). С помощью своих друзей различных национальностей (в первую очередь итальянцев), он изыскивал необходимые деньги на одежду и продовольствие, находил для беглецов  укрытия в квартирах патриотов, монастырях и иных местах. Достаточно быстро нацисты вычислили кто руководит подобной деятельностью и после открытого столкновения Флаэрти с Капплером выход для священника за пределы Ватикана оказался закрыт. Однако мятежный патер переодевался в различные костюмы и по прежнему появлялся в различных районах Рима. О нём стали слагать легенды.

Еврейская тема проходит в сюжете пунктиром. Наиболее ярким её проявлением стала достаточно известная история о сборе денег на ложный выкуп римских евреев (Подробно этот сюжет освещён в старом итальянском фильме 1961 года «Золото Рима» (см каталог). Призвав к себе руководителей еврейской общины и пообещав им спокойное будущее, Капплер велел им в течение 36 часов заплатить контрибуцию в размере 1 млн лир и 100 фунтов (более 40 кг) золота. Условие было выполнено, причём по фильму евреям помогли благородным металлом итальянцы и, в частности, священники. Полученные ценности не спасли евреев Вечного города. Через короткое время начались массовые депортации  в лагеря уничтожения в Германию (некоторые такие акции отражены в фильме) и достаточно быстро гетто было ликвидировано.   

Исторический сюжет решён режиссёром облегчённо, в жанре динамично снятого приключенческого фильма. Центральное место в нём занимает психологический поединок двух незаурядных личностей, воплощённых на экране актёрами большого дарования Пеком и Пламером. Особенно следует отметить блестящую работу Грегори Пека. Прослеживается стремление реабилитировать Ватикан в его стремлении уклониться от помощи жертвам фашистских репрессий. Это проявляется в идеализации образа папы Пия ХII (Джон Гилгуд). Для зрителей интересующихся отражением еврейской темы в мировом кино.

Алое и чёрное (США-Италия, 1983) Режиссёр Дж. Лондон: 1 комментарий

  1. Вы со своей концепцией обратились не по адресу. Мне ваши умозаключения неинтересны.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>