Цена (телеспектакль, СССР, 1969) Режиссёр М. Калик

Длительность 109 минут

Цена1Экранизация одноимённой пьесы (1968) нашего соплеменника  Артура Миллера (1915 – 2005). Действие произведения развёртывается в Нью-Йорке. В квартире умерших родителей, простоявшей в запустении 16 лет встретились два уже немолодых человека – братья Виктор (Михаил Глузский) и Уолтер Франк (Леонид Галлис); небогатый сержант полиции и достаточно известный, состоятельный врач. По инициативе Виктора они решились, наконец, продать мебель скопившуюся в этих стенах. (Для этой сделки он пригласил маклера и торговца старыми вещами Грегори Соломона). Но их беседа выявила давние обиды в отношениях между ними и выяснение их скрытых деталей не привело ни к примирению, ни даже к взаимопониманию. Как и всегда у Миллера пьеса имеет несколько содержательных слоев. Самый простой, лежащий на поверхности – стоимость мебели. Далее в тексте раскрывается цена уступок принесённых Виктором отцу, цена преуспевания Уолтера и, в конечном счёте – цена жизни. Оставим в стороне психологическую разработку конфликта Франков, тем более, что их национальная принадлежность драматургом чётко не обозначена. Обратимся к образу Соломона, коему автор придал отчётливо еврейские черты. Его роль отлично сыграна Львом Свердлиным и озвучена Владимиром Якутом.

Перед нами (на фото ниже он справа) ещё крепкий старик 89 лет, давно отошедший от дел, но соблазнившийся возможностью заработать. Выходец из Литвы он прошёл суровую жизненную школу. В юности работал циркачом, что видно из следующего фрагмента. СОЛОМОН: У нас в семье все были акробатами. (Расправляет плечи как при первом выходе). Вы никогда не слышали о “пяти Соломонах”Цена3 — мир их праху? Я был самый нижний. ВИКТОР: Забавно — никогда не думал, что евреи бывают акробатами. СОЛОМОН: А как же Иаков, он что, не боец был? С архангелом сражался! Евреи были акробатами с начала мира. Так вот Грегори и крутился долгие годы. Режиссёр и исполнители рельефно показывают ясную голову своего персонажа, позволившую ему пустить в ход все ухватки старого маклера сбивающего цену на товар. Он буквально «забалтывает» своего клиента, представляя грабительские условия сделки, как великое благодеяние. Но параллельно с этим мы видим одинокого старика с дефицитом общения. Ему попросту не с кем поделиться историей своей жизни. А у него в прошлом несколько банкротств, четыре женитьбы и покончившая самоубийством дочь, которая последние месяцы является к нему в сновидениях. Когда Уолтер, сам деловой человек, легко вскрывает подноготную его сделки и предлагает брату более выгодный вариант, Соломон в панике и даже имитирует сердечный приступ. Но в соседней комнате не лежит, а всё время появляется, прислушиваясь ко всем репликам других персонажей. В конце-концов продажа состоялась по его сценарию, вот только полученная выгода не доставила ему радости. Застарелые обиды, вставшие между братьями заставили и его задуматься о цене своей жизни и мысли эти только огорчили его.Цена2Творческий результат союза трёх евреев Артура Миллера, Михаила Калика и Льва Свердлина привёл к интересному результату. И, хотя постановка сделана в ныне совершенно устаревшем формате черно-белого фильма-спектакля, игра актёров производит впечатление. Недаром режиссёр считал её одной из наиболее удачных своих работ. Очень выразителен Лев Свердлин, для которого образ Соломона стал последней удачей; актёр ушёл из жизни в том же 1969 году. Поразительно как советская цензура пропустила после Шестидневной войны ленту с еврейской тематикой, но она перед нами. Впрочем, её судьба оказалась непростой. После того, как Михаил Калик уехал на ПМЖ в Израиль, лента показывалась по советскому ТВ редко и без указания фамилии режиссёра. Ныне полную копию фильма легко можно обнаружить в интернете.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>