Орлова и Александров (минисериал Украина-Россия, 2015) Режиссёр В. Москаленко

Длительность 800 минут (50 х 16)
ОрловаиА1Сериал посвящённый творческой и личной жизни звёзд советской комедии сталинской эпохи режиссёра Григория Александрова (1903 – 1983) и его жены Любови Орловой (1902 – 1975). Режиссёр Виталий Москаленко широковещательно просил «не ожидать от него хроник жизни своих героев, их и без этого фильма достаточно». В кинокартине подчёркнута зависимость постановщика ставших народными лент «Весёлые ребята» (1934), «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1939) от идеологических установок советского режима и от личных пожеланий «вождя и учителя». Главные роли исполнили Олеся Судзиловская и Анатолий Белый. Хорошо показана трагедия мастера, заточённого тоталитарной системой в золотую клетку, лишенного самостоятельности и постепенно утратившего свежесть и непосредственность таланта. Для этого достаточно сравнить фрагменты показывающие непринуждённую, творческую атмосферу царившую во время создания первого шедевра Александрова и его всё более и более регламентированную работу над последующими лентами. Не будем характеризовать сериал в целом. Отметим только: хотели этого его создатели или нет, но их работа превратилась в своеобразный путеводитель по существенной роли евреев в создании советского искусства. Для этого достаточно перечислить появившиеся на экране исторические личности с характерной пятой графой.

Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898 – 1948) – выходец из смешанной семьи, гениальный режиссёр и создатель хрестоматийных фильмов. Александров был связан с ним на протяжении многих лет. Показана его совместная с Александровым работа в театре, а затем сотрудничество во время постановки лент «Стачка», «Броненосец Потёмкин», «Октябрь». Нашла отражение на экране их совместная поездка за океан, которая многое дала будущему комедиографу для понимания путей развития его дальнейшего творчества Нужно отметить, что перед нами первая развёрнутая и достаточно серьёзная попытка создать в игровом кино образ Эйзенштейна. Исполнитель этой роли Виталий Хаев (на фото ниже он в центре) показал нам непростой образ густо талантливого человека, хоть и попавшего в тиски системы, но нашедшего в себе мужество и силы если не внешне, то внутренне противостоять ей. Подробно показаны и непростые личные взаимоотношения между учителем и подмастерьем, избравшим для себя иной путь в искусстве. В их конфликте проявилась и ревность мастера к непокорному ученику и мужество, способность пусть и не сразу, но признать право Александрова на свою дорогу. Показательна сцена их последней встречи. Уже тяжело больной, лежащий в убогой комнате, забытый всеми, но так и не покорившийся до конца гений выглядит своего рода контрастом обласканному властью комедиографу продавшему талант за материальное благополучие.ОрловаиА2Борис Шумяцкий (1986 — 1938) Один из многих евреев сделавших карьеру в коммунистической партии и убеждённо осуществлявших её принципы. С 1931 года до своего ареста в 1938-м — руководитель советской кинематографии. При нём состоялся первый взлёт звукового кино в СССР и создан ряд лент, позднее признанных шедеврами. В игровом кино появился впервые. Актёр Борис Хвошнянский (на фото ниже он слева) создал на экране симпатичный образ человека в котором органично сочетались идеализм романтика и практическая хватка чиновника новой формации. Он убеждённый сторонник «десятой музы», понимающий её широчайшие возможности и как вида искусства и как средства пропаганды – чего стоит его романтический проект создания в Крыму советского Голливуда. Суть трагедии этого человека в следовании ложным идеалам. Сталин прекрасно мог использовать энтузиазм подобных наивных людей, пока это ему было необходимо, а в дальнейшем беспощадно их уничтожал. Плохой рекомендацией в глазах вождя была и человечность Шумяцкого. Он, хоть и соблюдал идеологические установки, но не спешил с административными «оргвыводами». Более того, понимание особенностей творчества побуждала его допускать известное вольнодумство и быть буфером между создателями духовных ценностей и высшим партийным руководством. В конце жизни, уже понимая свою обречённость Шумяцкий ограничил свои контакты с Александровым, иными деятелями культуры, желая обезопасить их от обвинений в сговоре с ним, уже опальным коммунистом.ОрловаиА3Фаина Раневская (1896 — 1984) Крупнейшая советская актриса, которая столкнулась с Александровым в постановке его последнего, далеко не самого яркого фильма «Весна» (1947), но внесла в него свою, запоминающуюся ноту. («Красота это страшная сила»). В её образе, созданном безусловно талантливой Юлией Рутберг наиболее ярко воплотился упомянутый выше принцип режиссёра — не требовать от фильма исторической точности. Внешнего сходства между прототипом и исполнительницей — никакого. Все, включая исполнительницу это прекрасно понимали, и Рутберг пошла по другому пути; она изобразила ЛИЧНОСТЬ, талантливую, яркую, способную на неожиданные поступки, внешне парадоксальную, но неизменно цельную. И, несмотря на все спорные нюансы, добилась победы; её Раневская — украшение фильма.ОрловаиА5К сожалению, этого нельзя сказать о Леониде Утёсове (1895 — 1982). Николай Добрынин представил нам образ приблатнённого рубахи-парня. Глядя на него трудно представить, что перед нами один из корифеев советской эстрады, коим он был уже к моменту своего знакомства с Александровым. В этом плане гораздо интереснее и глубже работа постановщиков более раннего байопика «Утесов. Песня длиною в жизнь» (см каталог). Впрочем, следует отметить исторически точный сюжет о награждении ведущих исполнителей «Весёлых ребят». Орлова тогда получила орден, Александров — звание, а от Утёсова отделались совершенно оскорбительным «ценным подарком» — портативным фотоаппаратом ФЭД. Актёр тогда очень обиделся на своих коллег, возложив именно на них ответственность за такую эскападу. Это не делало ему чести. Уж он-то мог понять, что поощрения распределялись непосредственно «хозяином». И сейчас трудно понять чего больше было в выходке Сталина: антисемитизма или зловредного желания поссорить незаурядных  людей между собой, на что «вождь и учитель» был большим мастером.
Исаак Дунаевский (1900 — 1955). Образ великого советского композитора, сыгранный Евгением Арановским получился бледным и невыразительным. Это связано с недостаточной обрисовкой в сценарии столь незаурядного человека. Он показан в фильме исключительно как профессионал, появляющийся в момент, когда необходимо сочинить тот или иной шлягер. Куда как более интересен на экране Владимир Нильсен (Сергей Чирков), образ которого также впервые создан в художественном фильме.ОрловаиА4 Один из лучших советских операторов Владимир Соломонович Альпер (1906 – 1938), более известный под псевдонимом, был прекрасным мастером своего дела. На экране он показан как полноправный участник съёмочной группы «Весёлых ребят», что соответствует действительности. Спустя три года, во время работы над фильмом «Волга-Волга» попал под жернова сталинских репрессий и в январе 1938 года расстрелян. Персонажи фильма не стесняются говорить об этом с глубокой густью.
В сериале появились на втором плане и два наших соплеменника-литератора. Один из них Владимир Масс (1896 — 1979) Его судьба также достаточно драматична. Один из соавторов сценария «Весёлых ребят», он уже после премьеры был арестован по надуманному обвинению и попал в ссылку. Другой автор Илья Ильф (1897 — 1937) успел уйти из жизни до витка репрессий. В эпизодах, где он возникает на экране, вместе с неизменным соавтором Евгением Петровым, речь идёт об их участии в создании сценария к фильму «Цирк». Тандем сделал его по своей пьесе, но изменения, внесённые Александровым под давлением идеологической цензуры огорчили и оскорбили писателей. Они потребовали снять свои имена из титров комедии. Сказанного о сериале «Орлова и Александров» с точки зрения отражения в нём еврейской темы, думается достаточно.

Орлова и Александров (минисериал Украина-Россия, 2015) Режиссёр В. Москаленко: 10 комментариев

  1. Никогда не смотрел сериал с еврейской точки зрения. Оказалось очень занятно. Показана и роль евреев и антисемитизм Сталина (чего стоит издёвка с подарком за “Весёлых ребят”)

  2. Интересно посмотреть как делалось кино в эпоху Сталина. Как он одних возносил, а других втаптывал в грязь

  3. Широкое полотно о советском кино. Убеждён, что всё или почти всё показанное правда. Давайте обсудим этот вопрос. Здесь или в PM.

  4. развелось много сериалов о советском периоде. Этот не лучше и не хуже многих. Смотреть можно, но ничем особым он не запомнился.

  5. Приятно, что и в 21 веке не забывают о достижениях советского кино и об участии евреев в развитии этого вида искусства в СССР. Смотреть интересно.

  6. Рад увидеть сериал о своих любимых режиссёре и актрисе. Узнал для себя много интересного.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>