Письма в Америку (Израиль, 2006) Режиссёр Х. Пелед

Длительность 90 минут
ПисьмавА1В США шла под названием «Дорогой мистер Вальдман». Драма о психологических травмах жертв Холокоста, преследующих их и через много лет после его окончания. Тель-Авив начала шестидесятых. Мойше Вальдман (Рами Хайбергер), единственный из своей семьи выжил, тогда как все остальные погибли в Аушвице. Он приехал в Израиль, завёл небольшое дело и женился на терпеливой и доброй женщине Ривке (Евгения Додина), также прошедшей через страдания в Европе. У них родился сын Ехиэль, в обиходе Хилик (Идо Порт), ставший для родителей радостью и утешением. В начале действия отец семейства прочёл в газете о назначении президентом Кеннеди своего нового консультанта — молодого и одарённого Джека Вальдмана. Сообщение всколыхнуло память уже зрелого мужчины, который внутренне так и не примирился с гибелью первой супруги и сына. Оно родило в нём безумную надежду, что его исчезнувший отпрыск Янкель не убит, а уцелел в годы войны, затем перебрался за океан, поменял там имя и сделал блестящую карьеру. Мойша немедленно написал в Вашингтон и отныне смыслом его жизни стало ожидание. Шли недели молчания, затем было отправлено ещё одно послание, и ещё… 

Обстановка в семье стала накаляться и тогда десятилетний Хилик, с ранних лет наслышанный о трагедии родителей решил сделать «благое» дело. Он сочинил письмо, якобы из Америки, где далёкий адресат сообщал долгожданную весть. Да, он действительно Янкель, сбежал из концлагеря, жив и счастлив, чего и отцу желает. Совершив такой поступок, мальчик на своём опыте узнал какую дорогу мостят благими намерениями. Послание оказалось подобным землетрясению, разрушившему семью. Забыв о любящих его жене и сыне, Мойше засобирался в долговременную поездку в США. Денег на такое предприятие у него не было, но партнёр по бизнесу Фройке (Дов Гликман) поощрял компаньона и согласился оплатить все расходы на путешествие, при условии, что тот отдаст ему свою долю в совместном бизнесе. Уже получена виза, заказаны билеты, но пришёл не поддельный, а настоящий ответ… Для главы семьи это оказалось потрясением, однако предоставило шанс переосмыслить своё отношение к близким людям и обратить внимание на взросление сына. ПисьмавА4 Рассказывая историю создания ленты, режиссёр Ханан Пелед написал на официальном сайте фильма следующее признание (перевод с иврита мой)
«Зимой 1990, я летал с отцом к знакомому врачу в Германию. На следующий день мы поехали посетить лагерь Дахау, где мой отец провел последние годы войны. Когда мы шли по гравийным дорожкам, расположенным между блоками, он в первый раз рассказал мне, о предыдущей семье: жене и двухлетнем мальчике. Их забрали из дома в Польше в одну из военных ночей и отправили поездом в Освенцим, откуда они уже не возвратились.Так, на обратном пути в отель, было посажено первое семя идеи фильма “Письма в Америку”. В одно целое сложились история отца и обрывки собственных воспоминаний детства в Южном Тель-Авиве шестидесятых. Новый смысл приобрели звуки слышанного тогда ночного плача, шёпоты в ночи, тайна выцветших фотографий погибших членов семьи, которых я никогда не знал. Всех эти впечатления помогли проникнуть в их глубинную суть и образовали самый большой блок печали, стоящий между мной и моими родителями. Я как бы оказался рожден из пепла их страданий, чтобы компенсировать их мучения. Я никогда не говорил об таком выводе родителям, но эта мысль по-прежнему ведет меня и поддерживает даже сегодня, много лет после того, как отец и мать скончались».ПисьмавА3lК сожалению, дать впечатляющее художественное воплощение такому сюжету режиссёру, видимо не удалось. Критика встретила фильм прохладно, хотя и удостоила трёх номинаций на национальную кинопремию «Офир». Ленту упрекали в недостатке драматизма и динамики, отмечая, однако, хорошую игру исполнителей, прежде всего Рами Хайбергера. Включённые в программы нескольких фестивалей еврейского кино в различных странах «Письма…» получили теплые зрительские отзывы. В одном из них отмечается: «Нам показали историю любви израильского еврея к его первой семье (сыну и жене) погибших во время Холокоста. Это сделало его слепым к любви своей нынешней семьи., хотя мы видим безусловную любовь Хилика к своему отцу. Кроме того, перед нами история мальчика, растущего в Тель-Авиве рубежа 1960-х, воспроизведённом с большим уважением. (…) Это очень глубокий фильм полный любви и ностальгии к Израилю в начале 1960-х годов» (написано после просмотра трейлера и по различным источникам).

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>