Хаюта и Берл. Эпилог (Израиль, 2012) Режиссёр А. Манор

Длительность 90 минут
Хайота1Дебют в игровом кино Амира Манора. Камерная драма четы престарелых израильтян, сохранивших, несмотря на преклонный возраст, ясные головы. Лейтмотивом их поведения становится глубокое разочарование в еврейской действительности начала 21-го века, порождённое изоляцией от вешнего мира и нежеланием более молодых сограждан прислушиваться к их голосам. А ведь в юности муж с жеой были пылкими сионистами и немало сделали для возникновения Израиля. Берл Ос (Иосиф Кармон) в конце сороковых даже входил в состав руководства Гистадрута. За шесть десятилетий многое по мнению стариков изменилось в худшую сторону, ибо нынешние политики далеко отошли от благородных идеалов прошлого. В стране восторжествовала бюрократия, общество стало непрозрачным и отчуждённым от личности. Поэтому Берл решил восстановить высокие социалистические ценности эпохи своей юности через создание организации помогающей пожилым людям. Его жена Хаюта (Ривка Гур), поддерживает супруга, хотя и понимает всю тщету его замыслов. Так и живут они почти в полном одиночестве; их проект – единственная ниточка связывающая главных перснажей с современным миром. Единственный сын, не разделяющий устремлений родителей давно перебрался в США. Утешение они находят в стенах своего жилища, которое они превратили в маленький музей истории сионизма.

Однако за пределами родных четырёх стен им неуютно; чуждая атмосфера новой эпохи засасывает их. Время действия охватывает два, быть может последних дня в жизни Берла и Хаюты — её эпилог. Как отмечают отзывы, всё, что хотел сказать о главных персонажах режиссёр, он убедительно показал уже в первой сцене, когда к ним на квартиру приходит социальный работник (Эфрат Бен-Цур). Его задача проверить психическое и умственное состояние стариков. Делает он свою работу профессионально, но совершенно равнодушно и это вызывает справедливый гнев Берла. Именно здесь звучат его обвинения в адрес израильского истеблишмента, столкнувшего ненужных идеалистов на обочину жизни. Далее эмоциональный тонус действия падает и целый рад сцен просто фиксирует различные стороны положения главных персонажей, их одиночество, бедность, неспособность воспринять прагматический стиль мышления современной эпохи.Хайота2 По ходу развития сюжета цветовая гамма видеоряда (оператор Гай Раз) становится всё более и более мрачной. В одном из эпизодов, когда потух свет в квартире, главные персонажи освещаются только двумя свечами — что имеет символический подтекст. Эмоциональному строю ленты способствуют и музыкальное сопровождение для одинокого инструмента – фортепиано, написанное Рут Долорес Вейс. В конце главные персонажи выходят из дома и уходят в ночь, в никуда. Похоже, они решили закончить свою жизнь вместе и остановить физическое и духовное страдание, которое стало особенно острым в последние дни. Как отметил один из критиков «Хайота и Берл» напоминает печальные, тихие драмы, первых дней израильского телевидения. Полные мелких бытовых подробностей они получили прозвище “фильмы, где капает кран” И здесь кран тоже капает в одной из первых сцен». Премьера состоялась в рамках официального конкурса фестиваля в Иерусалиме в 2012 году, Лента получила признание в силу своего гуманистического звучания, а Йосеф Кармон и Ривка Гур были удостоены призов за лучшее исполнение соответственно мужской и женской роли. Фильм отмечен и на других киносмотрах, включая престижный Венецианский фестиваль 2012 года. (составлено после просмотра трейлера и по различным источникам)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>