По имени Барон (сериал Россия, 2002) Режиссёр Д. Светозаров

Длительность 540 минут (12 х 45)
kinopoisk.ruЭкранизация повести Геннадия Островского «Барон». Чуть ли не единственная в современном российском кино попытка связать еврейскую и цыганскую темы в рамках уголовно-детективного сюжета. Действие ленты развёртывается в разных временных эпохах и показывает как мальчик из семьи полунищего, не приспособленного к жизни учителя превратился в крупного криминального авторитета по имени Барон (Нодар Мгаблишвили). Ведущий пласт происходит в «лихие 90-е», когда главному персонажу устраивают разные козни, а он должен искать врагов, проводить с ними разборки и сводить счёты. При этом положиться нельзя ни на кого — даже самые близкие люди могут продать и предать. Зритель при желании может сам ознакомиться с перипетиями этой истории Нам же более интересны пласты относящиеся к середине прошлого века. Сначала на экране возник небольшой многонациональный городок Украины как раз перед началом Великой Отечественой и Холокоста. Отдельные черты штеттла: синагога, мезуза на дверях… В этой ауре проживает семья Гершенкоренов: папа мягкий местатель и затюканный учитель математики — Аарон Моисеевич (Сергей Бехтерев). Рядом его жена Двора (Ксения Раппопорт) и их дочь Этель. 

Женщина откровенно не любит супруга — её сердце отдано местному раввину. Поэтому предложение мужа родить сына и укрепить их брачный союз она встречает враждебно. Тут начинается война, семья попадает в Казахстан, где долго ожидаемый Аароном мальчик всё-же появляется на свет. Отец называет его Иосифом так как «это имя принесёт ему счастье».%d0%bf%d0%be%d0%b8%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b14В дальнейшем мы видим тот же украинский городок, но уже в начале 1950-х. Гершенкорены вернулись туда из эвакуации, однако, по диалогам, согласия в семье по-прежнему нет. Двора ходит в синагогу и молит Б-га даровать ей смерть, так как её возлюбленного — раввина — расстреляли гитлеровцы. Иосиф живёт с надеждой на примирение родителей и, осуществляя заветную мечту еврейского папы, учится играть на скрипке. Чтобы воодушевить сына тот читает ему письмо, якобы полученное от «великого вундеркинда Яши Хейфеца», с предсказанием его чаду великой музыкальной карьеры. Но, однажды, когда он после урока музыки возвращался домой, полубезумный старик отобрал у него казённый инструмент. Эта фигура, по-видимому, олицетворяет некий рок и изредка появляется в дальнейшем, вплоть до финала ленты. Само событие влечёт за собой многочисленные драматические события в семье, ибо дело о краже дошло до «компетентных органов». В то же непростое время Иосиф знакомится с уголовником и шулером Хамчиком. Новый знакомый обучает его основам карточного мошенничества и вовлекает в дела преступного мира. Так возникает раздвоение в душе главного персонажа; стремление к музыке отныне соседствует в нём с тягой к деньгам. Последняя побеждает и, убив цыганского Барона, совершив несколько «ходок» по тюрьмам и колониям Иосиф становится тем, кто он есть. Это уже ставший легендой хладнокровный и дальновидный убийца способный просчитывать на несколько ходов вперёд свои преступные комбинации. Его окружение либо преданные не рассуждающие исполнители, либо изворотливые приспособленцы, предугадывающие волю босса (таков наш соплеменник Боря Шульман — Э. Арзуманян). Одновременно растёт ненависть к Барону окружающих и одиночество, необратимо ведущее к трагическому концу.%d0%bf%d0%be%d0%b8%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b12В четвёртой и двенадцатой серии на экране возникает Израиль. Причем, если в первом явлении он представляется всего лишь живописной декорацией, то в последней призван сыграть ключевую роль. Именно на Святой земле создатели сериала решили развязать все узлы поведанной ими истории. Сюда скрывается от преследования Иосиф-Барон Сюда приезжает к нему сестра Этель (Лилиана Малкина) — типичная представительница провинциального советского еврейства – со своей дочкой Оксаной. За ослабленным от ран главным персонажем гоняются все: его конкуренты – уголовники, российское ФСБ и даже местная «миштара». У каждой группы свои цели. Загнанный в западню Иосиф уплывает в море, где ему видится отец… %d0%bf%d0%be%d0%b8%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b13Сериал сделан профессионально, но на среднем уровне, без особых взлётов и падений. Даже такая яркая исполнительница, как Ксения Раппопорт (Двора) не производит большого впечатления. Некоторые сюжетные ходы, скажем стремительное возвышение в цыганской среде Иосифа после убийства им Барона-Алика выглядят неоправданными: так и неясно почему вольнолыбивый кочвой народ выбрал главарём чужака. Заложенная в действие символика почти «не работает», по-большому счёту она и не нужна. К тому же, режиссёр не сумел найти золотой середины между двумя временными пластами — в результате эпизоды прошлого не столько обогащают, сколько тормозят развитие современного действия. Смотрится вся эта круговерть с умеренным интересом. Материал для понимания использования еврейской темы в постсоветском кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>