Бен-Гур (США, 2016) Режиссёр Т. Бекмамбетов

Длительность 123 минуты
%d0%b1%d0%b5%d0%bd-%d0%b3%d1%83%d1%801Пятая по счёту экранизация знаменитого романа Лью Уоллеса (1827 – 1905). Его содержание можно представить, познакомившись с книгой или, на худой конец, по предшествующей аннотации. Талантливый режиссёр Тимур Бекмамбетов тяготеет к созданию фильмов экшн. Для привлечения зрителя умело использует комбинированные съёмки и компьютерную графику. Поэтому оказался чуть ли не единственным  российским кинематографистом, который прижился в наши дни в Голливуде. Самое интересное в “Бен-Гуре” – динамика, достигающая кульминации в развёрнутой сцене морского сражения и гонках на колесницах, где сделана попытка переплюнуть классика Уильяма Уайлера. В психологическом отношении лента менее интересна, хотя в первой половине сценария хорошо обозначена дружба-соперничество дуэта главных персонажей. Подчёркнуто, что римлянин Мессала, который воспитывался в доме еврея (!?) чувствовал себя неприкаянным человеком, зависшим между двумя культурами. Его уход из дома и служба в легионе помогла ему осознать свое место среди солдат и колонизаторов империи. Бен-Гур же так и остался человеком аполитичным, миролюбивым, который ,осознавал свою национальную принадлежность и не хотел поддерживать завоевателей.

Однако вся вторая половина фильма, особенно его религиозная часть, которая играет в содержании книги ведущую роль неудачны. Даже по сравнению с не слишком глубоким романом она упрощена, а решение оставить Мессалу в живых и помирить его с Бен-Гуром в соответствии с заповедями Христа выглядит просто смехотворно.
Впрочем, в еврейскую составляющую включён любопытный момент. По книге и её предыдущим киноверсиям злоключения Бен-Гура (Джек Хьюстон) начинаются совершенно спонтанно. Их причина в том, что в момент проезда мимо еврейского дома колонны солдат во главе с прокуратором Понтием Пилатом с крыши рядом с чиновником случайно упал большой кусок черепицы. Римляне увидели в этом происшествии теракт, арестовали всех жителей строения и т д, и т п. Но Bekmambetov & Co пошли по непроторённому пути; в их варианте сценария Бен-Гур незадолго до переломного момента обнаружил в своём доме раненого зелота Дисмаса (Мойзес Ариас) с его двумя сообщниками. Тройка напала на римлян, которые совершали богохульство – брали камни для строительства своей цирковой арены с иудейского кладбища. (Тем самым подчёркнута и обоснована вражда евреев к захватчикам). Будучи человеком хоть и законопослушным, но благородным Иегуда укрыл пострадавшего в доме и лечил его. Когда Дисмасу стало лучше, Бен-Гур предложил ему уйти к родственникам, после чего между ними состоялся очень любопытный приведённый ниже диалог:
Бен-Гур: Если не хочешь всю жизнь провести в бегах – будь осторожнее. От зелотов – сплошные проблемы. Ты просто очарован романтикой борьбы, но ведь жизнь намного сложнее.
Дисмас: Откуда вам знать
Бен-Гур: Когда я нашёл тебя – ты был при смерти. Ради чего? Сказать, что поквитался с Римом?
Дисмас: Месть римлянам не является целью. Нам нужна наша свобода и, если римляне не отдадут её нам, мы заберём её силой.
Бен-Гур: Сколько римлян ты знаешь лично? Тебе довелось общаться хоть в одним из них? Нельзя ненавидеть всех, не зная ни одного. Ты можешь оставаться здесь сколько нужно, а потом возвращайся к семье.
Дисмас: Мой отец не подчинился им и его убили. Мать была молодой и красивой – её изнасиловали.
В этих словах обрисованы две полярные позиции персонажей романа, но здесь же заключено и обоснование отчаянного поступка молодого зелота. В момент прохождения римлян, он схватил лук и выстрелил в Понтия Пилата, попав, однако, не в прокуратора, а в кавалериста. Тем самым юноша допустил чёрную неблагодарность по отношению к своему спасителю, и навлёк на его семью репрессии. Так, что дальнейшие действия римлян по отношению к евреям выглядели не столько как расправа над мирными жителями, сколько как возмездие за террористический акт – то есть приобрели некую видимость справедливости. Месть за месть. С точки же зрения Мессалы, причастность названного брата к нападению обозначал прямое предательство их старых отношений. Этот эпизод наиболее существенное отступление от романа, но всё дальнейшее действие почти до финала развивается по знакомой колее. Актёрски лента решена на среднем уровне. Исключение составляет колоритный образ вождя кочевников Ильдерима в прекрасном исполнении неувядающего Моргана Фримена. В роли матери Бен-Гура израильская артистка Айелет Зорер. Отражение еврейской темы в коммерческом кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>