Длительность 145 минут
Часто встречается под названием “Из немецкой жизни“. Экранизация широко известного романа Робера Мерля (1908 – 2004) “Смерть – моя работа” (русский вариант перевода: “Смерть – моё ремесло“) В нём сделана убедительная попытка показать процесс воспитания из законопослушного немца жестокого убийцы-нациста, не отягчённого угрызениями совести. Под именем Франца Ланга в книге выведен известный палач Рудольф Гесс, использованы факты его биографии и материалы судебного процесса над ним. Действие фильма поделено на 14 “глав”, охватывающих с 1916 по 1946 годы. К сожалению, из сценария полностью выпали эпизоды детства главного персонажа, когда суровый отец буквально вколачивал в отпрыска основы послушания и напрочь отучил мальчика проявлять самостоятельность. Заложенные в родительском доме правила закрепились во время службы в армии, на фронтах Первой Мировой. Выработанные качества, в сочетании с материальными лишениями, привели юношу в ряды националистов, а позднее в НСДАП. Здесь он усвоил демагогические лозунги фашистов, по которым во всех бедах Германии виноваты евреи с коммунистами, его исполнительность понравилась “коричневым” и позволила сделать неплохую карьеру в рядах СС и в концлагере Дахау.
“Звёздный час” Ланга наступил в 1941, когда Гиммлер привлёк старательного соратника к “окончательному решению еврейского вопроса” и направил его в Освенцим. Там новый начальник столкнулся с невозможностью убивать огромное количество несчастных в требуемые гитлеровским режимом короткие сроки. И тогда в его голове родилось “творческое решение” – применять для массового истребления узников газ “циклон Б”. Так появились газовые камеры и “производительность труда” палачей Холокоста выросла в десятки и сотни раз… Глава СС лично присутствовал на “испытаниях” адского изобретения и благословил его использование. После окончания войны Франца арестовали американцы. Во время допроса, отвечая на вопрос офицера США считает ли он массовое истребление евреев правильным, сказал: «Я полагаю выяснение этого несущественным. Я только исполнял приказ“. В одном из материалов по кинокартине её авторы писали: «Этот человек не был рождён убийцей. Для гитлеровского режима он был «Volksgenosse» – хорошим немцем: послушным, добросовестным, надежным, упорядоченным, трудолюбивым, увлекающимся детьми. Но фильм «Из немецкой жизни» показывает, как внешне нормальный человек пришёл, чтобы построить по заказу власти концлагерь уничтожения. Затем он дисциплинированно установил в нем чудовищный убивающий конвейер, который работал так же рационально, как сборочная линия любого крупного завода». Средний по качеству фильм лишь камерно пересказывает жуткое содержание книги, недостаточно раскрывая заложенные в ней глубокие обобщения. Впрочем, актёр Георг Гёц создал запоминающийся образ Ланга Перед зрителем предстал ничем не примечательный послушный чиновник, примерный семьянин, способный стать бездушным винтиком любого тоталитарного режима. В подобном качестве он способен на выполнение любого приказа, вплоть до осуществления геноцида против целого народа. Лента была отмечена несколькими второстепенными призами, скорее за тему, чем за уровень её художественного воплощения. В англоязычных странах демонстрировалась под названием романа. Ныне справедливо забыта. В последние годы предпринята ещё одна попытка раскрыть психологию нацистского преступника в отмеченном в каталоге фильме “Эйхман” (отзыв написан после просмотра оригинальной версии ленты “Из одной немецкой жизни” найденной в ю-тубе).
Да, механизм превращения законопослушного немца в робота-убийцу показан хорошо.
Очень реалистически снятый фильм.
Оригинальная для своего времени идея. Сохранила актуальность до наших дней.