Седьмая комната (Италия-Франция-Венгрия, 1995) Режиссёр М. Месарош

Длительность 108 минут
%d1%81%d0%b5%d0%b4%d1%8c%d0%bc%d0%b0%d1%8f%d0%ba1Венгерский режиссёр Марта Месарош не впервые обратилась к еврейской теме (см в каталоге аннотацию “Вторая жена”). На этот раз её привлекла жизнь нашей немецкой соплеменницы Эдит Штайн (1891 – 1942), ставшей кармелитской монахиней Терезой Бенедиктой Крестой. Уроженка Бреслау, Эдит рано потеряла отца и, вместе с десятью братьями и сёстрами, воспитывалась матерью в строгих традициях иудаизма. Это не помешало ей стать атеисткой и с головой уйти в светскую деятельность. В 25 лет она защитила диссертацию и стала первой в Германии женщиной – доктором философии. Но работа в госпиталях с ранеными в сражениях Первой Мировой, сопереживание жертвам войны побудило её изменить отношение к религии. Другой причиной такого поворота стали труды монахини Терезы Авильской (1515 – 1582). Неизвестно знала ли Эдит, что эта испанская католичка происходила из семьи марранов (крещённых евреев), но её книги, в том числе “Автобиография” и “Внутренний замок” оказали на Штайн большое воздействие. В последнем произведении описываются уровни духовного приближения к Б-гу, образно показанные, как обители или покои (залы). Высшим из них является седьмой, отсюда название фильма. В 1922 году Эдит приняла крещение и, не скрывая своего происхождения, ряд лет преподавала в католических семинариях Германии и сопредельных стран.
Приведённая справка необходима, ибо фильм Марты Месарош поначалу не имеет линейного сюжета. Он начинается с двух ключевых событий. Первое – прибытие поезда с жертвами Холокоста в лагерь смерти Освенцим. Второе – произошедшая двумя десятилетиями ранее, встреча главной героини с матерью, которая сочла смену дочерью религии предательством. Хотя она и не порвала отношений с блудным чадом, но их общение сильно осложнилось. В дальнейшем повествование приобрело большую последовательность: мы видим новообращённую христианку в Германии 1933-го года, когда по новым законам Третьего рейха начались гонения на евреев и инакомыслящих. Именно после этого Эдит приняла постриг в послушницы монастыря кармелиток – ордена где истового служила Б-гу её историческая наставница Св. Тереза. Но и стены католической обители в порабощенной Голландии не спасли новообращённую от преследований гестапо. За ней и бывшей при ней родной сестрой Розой в 1942-м пришли, дабы отправить несчастных в Освенцим, в газовую камеру… В фильм не попала сказанная главной героиней при отправке в лагерь, но услышанная сёстрами во Христе и потому дошедшая до нас многозначительная фраза “Мы идём к нашему народу”. Эти слова говорят, что она осознавала свою национальную принадлежность и обусловленную ей скорую гибель.%d1%81%d0%b5%d0%b4%d1%8c%d0%bc%d0%b0%d1%8f%d0%ba2Конкретный исторический материал продиктовал режиссёру совершенно иную, аскетическую, стилистику, по сравнению со “Второй женой”. Прежде всего, многое зависело от исполнительницы главной роли и Майя Моргенштерн очень убедительно создала образ Эдит Штайн. К сожалению, доступные в интернете итальянский, испанский и польский варианты кинокартины не позволили автору проанализировать содержание диалогов, где, надо полагать, показаны глубокие внутренние сомнения, и духовные поиски еврейки, порвавшей с культурой и традицией своего народа. Но в изобразительном ряде отчётливо передан глубокий драматизм судьбы женщины, погибшей подобно миллионам жертв Холокоста только из-за своей “пятой графы”. Особую роль в саундтреке играют хасидские и идишские мелодии, звучащие в различные моменты жизни Эдит Штайн. Они показывают нам, что связь главной героини с еврейством, которую она не скрывала, но и не подчёркивала, продолжала жить в её душе. Даже при незнании текста, ряд фрагментов этой основательной работы производят впечатление. Фильм вызвал значительный интерес у общественности. В англоязычных странах демонстрировался как “Эдит Штайн”. Хотелось бы увидеть его хотя бы с русскими субтитрами. На родственную тему см в каталоге аннотацию на фильм “Метис Божий”. (аннотация составлена по различным источникам)

Седьмая комната (Италия-Франция-Венгрия, 1995) Режиссёр М. Месарош: 1 комментарий

  1. Редкий и прекрасный фильм о женщине уникальной профессии “философ”. Еврейка Эдит Штайн была одной из двух ближайших учениц (второй была Хедвиг Конрад-Мартиус) известного немецкого философа Эдмунда Гуссерля. Ее увлечение католической религией и крещение привели Эдит в лагерь немцев, не принявших фашизм. Она уехала в Нидерланды, спасаясь от репрессий. Но после захвата страны немецкой армией была арестована Гестапо не только за то, что подписала воззвание против Гитлера, но и за её национальность. Ее этапировали в лагерь смерти где и уничтожили. Я читал ее философские работы: они великолепны! Яркая жизнь и смерть в эпоху фашистского господства в Европе.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>