Иуда (Италия-Германия, 2001; США, 2004) Режиссёры Р. Мертес и Ч. Карнер

Длительность 96 и 90 минут
%d0%b8%d1%83%d0%b4%d0%b0011Из 12-ти евреев учеников Христа только Иуда прозванный Искариотом стал фигурой нарицательной – постоянно проклинаемым символом предательства. О его личности, как и о других первоапостолах мы знаем лишь по упоминаниям в Новом Завете. Пользовался уважением в группе, его даже назначили казначеем. Авторы последующих эпох считают его нечистым на руку, но эти, измышления возникли, когда отрицательная репутация окончательно закрепилась за ним в религиозных канонах. Единственный из дюжины родился и вырос в провинции Иудея, но социальное происхождение, а также мотивы, заставившие его сначала примкнуть к секте Иешуа га-Ноцри, а затем пойти на измену до сих пор являются объектом для дискуссий среди историков и богословов различных конфессий. Известные о нём факты сводятся к следующим: сначала поддержка своего духовного учителя, затем продажа его за 30-ть сребреников, печально знаменитый “поцелуй Иуды”, позднейшие позор (а, возможно, раскаяние), самоубийство. Скудная событийная основа предоставила широчайший простор для толкования его характера и поступков в экранных повествованиях о Христе, где он частый второстепенный и, как правило, отрицательный персонаж. Однако в последние десятилетия даже христиан не устраивают примитивные обвинения Иуды в алчности.

Делаются попытки найти более сложное и психологически обоснованное объяснение его действиям. Именно таковы трактовки личности Иуды в паре добросовестных лент, непосредственно посвящённых этой во-многом загадочной для нас фигуры, жившей в противоречивую эпоху 1-го века.
Вариант в телефильме Рафаэлле Мертеса.
• Лента начинается с торжественного въезда Христа и его учеников в Иерусалим, хотя в реальности процессия явно была достаточно скромной. Сопровождавшие его ученики видели в нём мессию, хотя сам глава секты воздерживался от подобной саморекламы. Фарисеи во главе с Верховным жрецом Каиафой видели в нём, как и в любом подобном лидере конкурента. Ведь пришелец позволял себе менять устоявшиеся каноны и обычаи иудаизма (например, выгодный служителям святого места порядок торговли рядом с Храмом). Члены Синедриона постоянно провоцировали его на антиримские высказывания, надеясь расправиться с проповедником руками захватчиков, но Иешуа умело обходил расставленные ловушки. Среди наиболее восторженных почитателей новоявленного пророка зритель видит Иуду (Энрике Ло Версо) – выходца из семьи богатого иерусалимского купца. Тремя годами ранее молодой человек отправился в Галилею следом за Иешуа. Вслед за его уходом папа отрёкся от непокорного сына, а мать тяжело заболела. После возвращения в Святой город Иуда помирился с истосковавшимся отцом, хотя последний постоянно призывал своё чадо к осторожности, дабы лишний раз не прогневить жрецов и римские власти.
• Заметную роль в действии играет явно сочинённый персонаж – невеста Иуды – Сарра, обратившаяся к жениху за помощью. Её брат Гестас якобы был арестован римлянами и для его избавления от казни нужны были 30-ть сребреников. Апостол отказался брать деньги из общей кассы, казначеем которой его сделали по общему согласию, но отдал возлюбленной мешочек с дорогими благовониями. Однако девушка обманула Иуду. Средства нужны были Гестасу, Дисмасу и Варраве (о последнем см. особо в каталоге) для организации убийства прокуратора Иудеи Понтия Пилата. По их репликам можно предположить их близость радикальным группам еврейского сопротивления: зелотам или сиккариям. Громкий теракт, по мнению заговорщиков, должен был стать поводом к всеобщему восстанию. Однако затея провалилась, заговорщиков бросили в тюрьму и, как повествует об этом Новый Завет, обрекли на распятие. Но, по фантазии сценаристов, вместе с ними за решёткой оказалась большая группа заложников, в том числе вся семья Иуды. По фильму римляне сочли причастными к заговору группу Иешуа и заявили, что, если в течение суток проповедник, не будет найден они прикончат мирных горожан. Против этого не возражали жрецы Храма, во главе с Каиафой, сотрудничавшие с оккупантами В желании спасти родственников сценаристы увидели одну из причин предательства Иуды.
• Вторая причина измены крылась в стремлении Иуды использовать известность Христа для освобождения евреев от ига римлян. По его мнению, арест популярного мирного проповедника представлял критический момент, когда народ бросится его на защиту и недовольство иудеев перерастёт в восстание. Вот тогда-то, по мнению Иуды кандидат на роль мессии превратится из смиренного законоучителя в вождя освободительного движения. Поэтому Иуда открыл Синедриону место где скрывался его духовный наставник. (Заметим: деньги его не интересовали, полученные 30-ть сребреников он с негодованием бросил на землю) Однако, основные принципы Христа: ненасилие, смирение и кротость (“Моё царство не от мира сего”) показали Иуде глубокую ошибочность его расчётов. Тут-то он и осознал, что он обрёк на безвременную мученическую смерть совершенно неповинного человека…
Вариант Чарльза Картнера показывает эти же события масштабно и с большей художественной глубиной.
%d0%b8%d1%83%d0%b4%d0%b0041По его версии Иуда был сиротой из небогатой семьи. В прологе его отец был распят римлянами за участие в выступлении против захватчиков, завещав сыну месть. Выросший мальчик (Джонатан Шех) зарабатывал на жизнь продажей вина, но был известен и у оккупационных властей и у сотрудничавших с ними жрецов Храма как потенциальный мятежник. К нему даже приставили под видом приятеля персонального осведомителя. И действительно Иуда активно искал людей, которые помогли бы ему включиться в борьбу против римлян. Надежды на организацию мятежа против угнетателей он связал с Иешуа (Йонатан Скарф). Их встреча произошла в момент, когда Христос изгонял торговцев из Храма. Поражённый его смелостью Иуда пригласил проповедника к себе в дом, а затем туда же пришли и апостолы. Поговорив с ними Иуда не стал последователем гостя, но затем, спасаясь от преследования римлян бежал к нему в Галилею.
• С этого момента начинаются совместные странствования главного персонажа с Христом. Следует подчеркнуть существенный момент: Иешуа, особенно в первой половине ленты Картнера совершенно лишён каких-либо признаков исключительности, божественности. Перед нами юноша с бескорыстным, и даже детски простодушным отношением к миру – типичный проповедник добра, не единственный в то время в римской Палестине. Его окружение представлено как группа идеалистов, готовых нести в массы призывы учителя к терпимости и всепрощению. Иуда ошёл в их среду, общался с Богородицей, слушал выступления Христа в Капернауме, был свидетелем совершённых им чудес. Но других апостолов настораживала корысть новичка, его желание брать деньги за исцеления (так сказать – делать бизнес) и поэтому среди них постоянно сохранялось недоверие к Иуде. От изгнания из группы его спасала только защита Христа, который и отдал ему все деньги группы, тем самым сделав его казначеем. Важна и фраза “Жаль, что ты не видишь в себе то, что вижу я. Жаль, что ты не любишь себя, так, как люблю тебя я”. Иуда ушел, ибо его не убедила позиция Христа, что любовью можно преобразовать мир.
• По возвращении в Иерусалим Иуда имел многозначительную встречу в Каиафой уже знавшем от соглядатая о присоединении сына мятежника к секте Христа. Первосвященник предложил ему передать Иешуа звучащие ультиматумом требования Синедриона. Если проповедник откажется от еретических взглядов, станет носителем узаконенной фарисейской традиции, его допустят во Храм. В ином случае его ждёт участь Иоанна-Крестителя, то есть он будет убит. При новой встрече с Христом Иуда передал слова жреца, но затем потребовал от Учителя даровать всем ученикам свои полученные свыше способности. Иешуа согласился и в экстатической сцене возвестил верующим в него апостолам: “Я наделяю вас даром Божьим. Отныне вы, как и я сможете исцелять и воскрешать мёртвых, изгонять бесов” Они отправились в миссионерские походы, совершили много добрых дел и привели к Наставнику (явное позднейшее преувеличение) тысячи обращённых, которые и восприняли знаменитую Нагорную проповедь.
• После неё Иуда изложил законоучителю свой план – привести в Иерусалим огромное количество народа. Это стало бы доказательством духовной силы Иешуа перед которой капитулировал бы Каиафа. Первосвященник провозгласил бы Христа царём, под водительством коего массы восстали бы против римлян. “Ты так ничего и не понял” – услышал он в ответ. То есть, до разума и сердца Иуды, ослеплённых местью, не дошла основанная на ненасилии сущность учения Иешуа, его готовность пойти на муки ради верующих: “Только через мою смерть и воскрешение будут спасены верующие в меня”. В подобном столкновении мнений – пример конфликта различных точек зрения, существовавших в иудаизме 1-го века. С этого момента Иуда отдаляется от учителя и начинает сеять сомнения в истинности взглядов Иисуса среди его учеников. По личному убеждению мятежного апостола, Христос предал своего ученика не признав его правоты, не последовав за ним. А кандидат в мессии прозрел суть событий и эволюцию Иуды, от попутчика, через идейного противника, до предателя. Но и сам изменник оказался пешкой в грязной игре фарисеев, решивших убрать руками римлян своего конкурента и полученные им 30-ть сребреников запятнали его навечно.
Таким образом, оставив в стороне христианские аспекты толкования образа Иуды, зритель может увидеть в его столкновении с Иешуа Га-Ноцри один из моментов острой борьбы религиозных течений в Иудее, в исторический период предвещающий Великое восстание, закончившееся разрушением Второго храма

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>