Контрибуция (Россия, 2016) Режиссёр С. Снежкин

Длительность 162 минуты (прокатный вариант – 100 минут)
%d0%ba%d0%be%d0%bd%d1%82%d1%80%d0%b8%d0%b11Экранизация переработанной режиссёром одноимённой повести Леонида Юзефовича (р 1947). Действие происходит в Перми в течение одних суток февраля 1918 года. Корпус Сибирской армии адмирала Колчака под командованием молодого генерал-майора Анатолия Пепеляева (Максим Матвеев) выбил из города большевиков. Для дальнейшего наступления необходимы боеприпасы, обмундирование и провиант. Денег на их приобретение у белых нет, единственный выход – обложить пермских богатеев контрибуцией в 700.000 рублей золотом. На исполнение приказа даны сутки. Сюжет осложняет похищение дорогого бриллианта, сданного вдовой богача Чагиной (Елизавета Боярская) в качестве своей доли контрибуции. К его поискам привлекли приговорённого к смерти «красного следователя» Андрея Мурзина, пообещав ему взамен помилование. Однако в 1917-м он «увёл» у Пепеляева его невесту Верочку Казанкову, что крайне осложнило отношения между мужчинами. Хитросплетения сюжета дополняются размышлениями дельцов о будущем России, о том, как следует вложить свои капиталы с минимальным риском их потерять. С этой точки зрения особенно любопытны откровения пермского банкира Аарона Шлёмовича Зильберштейна (Игорь Черневич)
Актёр лепит образ крупного бизнесмена (на кадре ниже он слева), успешно развивавшего свой бизнес при царизме, несмотря на все ограничения, конкуренцию и презрение со стороны купцов – «жидоедов». Характеризуя гражданскую войну и отношение к «освободителям», он произнёс целый монолог. В нём менталитет еврея органически соединился с принципами российского частного предпринимателя. Прошу со вниманием прочесть этот большой фрагмент, так как он отражает точку зрения наших соплеменников – противников большевизма. Эта позиция в киноискусстве с такой убеждённостью ранее не звучала.%d0%ba%d0%be%d0%bd%d1%82%d1%80%d0%b8%d0%b12Зильберштейн: «Знаете, многие думают, что евреи страстно, без памяти любят деньги. (реплика: «Разве не так»?) Не так, во всяком случае, не больше, чем русские. И гораздо меньше, чем, скажем, китайцы. Но евреи уважают деньги, а некоторые из нас даже боготворят их. Вот почему для еврея пустить в разгул несколько сот рублей в ресторации – невозможно. А для любого русского купца это в порядке вещей. Еврей никогда не отдаст деньги на волю случая. А, например, вся Германия сейчас это большой игорный дом набитый искателями удачи. Еврей не скуп; еврей расчётлив. Отдавая деньги в дело, он прежде всего думает, когда они вернутся и с какой прибылью. Деньги должны порождать деньги, а не удовольствие. (к генералу) Вы понимаете о чём я говорю?
Пепеляев: «Вы сравниваете белое дело с рулеткой или рестораном».
Зильберштейн: Дело – вот верное слово. Дело. Спасибо вам Ваше превосходительство! До вас разные словоблудцы и демагоги как только себя не называли и белым движением и борьбой и крестовым походом. Вы первый про дело заговорили. (…) Тогда и разговор другой. Но, только как оно складывается дело-то это? Вот вы к весне хотите Москву взять, а противная сторона знает о ваших намерениях? Может быть у них другие планы?
Пепеляев: «Вы не верите в нашу победу? Или вы не хотите её?»
Зильберштейн: Хочу, ещё как хочу! Там, на той стороне, очень много моих соплеменников. Скажу больше – похоже они всё это и выдумали. Ведь среди нас, как и во всяком народе тоже немало выскочек, бездельников и просто мерзавцев. Конечно я хочу вашей победы. Как я могу её не хотеть, если коммунисты хотят капитал уничтожить и всех равными себе сделать. Кому я должен быть равным? Мосейке Штокману, который у меня в банке кассиром служил, проворовался и был изгнан с позором? А в 17-м году явился ко мне с красным бантом, с револьвером и потребовал 10 тысяч на нужды пролетарской революции. Конечно я хочу вашей победы. Но дело в том, что Зильберштейнами мои предки стали только в 15-м веке после исхода из Испании. До этого мы были левитами, первопричётниками из колена Иудеева. И финансировали все Крестовые походы по отвоеванию Гроба Господня. Тогда Плантагенеты разные и Ричарды-Львиное сердце тоже называли сроки и давали пергаменты с королевскими печатями. Чем всё кончилось? Где Иерусалим и где Плантагенеты? Потому Ваше превосходительство не поймите превратно, но вы для меня, что фараон египетский. В рабство ввергнуть можете, а вот убедить в обратном – вряд ли».
Комментарии очевидны. Зильберштейн желает восстановления старого режима, но уже насмотрелся на нравственный облик сторонников и противников революции и не верит в победу белого движения… Можно добавить, что лента по форме напоминающая фильм-спектакль сделана на высоком художественном уровне и хорошо воспринимается. Но смотреть её нужно исключительно в полной версии – сокращённый прокатный вариант не производит впечатления.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>