Борат, Борат-2 (США-Казахстан, 2006; США-Великобритания, 2020) Режиссёры Л. Чарльз, Д. Уолинер,

Длительность 80 и 96 минут 

Примитивный стеб с использованием еврейской темы. В его первой части казахский репортёр Борат Сагдиев (Саша Барон Коэн) едет из родной страны в США, формально чтобы снять там документальный фильм об этой «величайшей в мире стране», а фактически за прелестями Памелы Андерсон. Как показано во вводных эпизодах, его родина – регион исключительно нищих деревень и трущоб, обитатели которых довольны своим примитивным существованием. В мировую сверхдержаву явился обряженный в современный “прикид” центрально-азиатский туземец. Он еле-еле говорит по-английски,  не понимает особенностей чужой культуры и руководствуется дикими предрассудками. К примеру, когда по ходу путешествия он должен поселиться в квартире американских евреев, «типичный казах» предстает на экране невежественным антисемитом. Глубоко убеждён в наличии у вполне цивильных хозяев рогов и желании его, Бората, отравить. После спасения бегством из иудейского логова быстренько приобретает пистолет 45 калибра для защиты от жутких врагов рода человеческого. Правда, применить его так и не довелось, а по возвращении “герой” даже сообщил зрителю, что в Казахстане «не устраивай еврей-погоняйку» (понимай погром). 

Однако, это произошло не из-за повышения культуры, а из-за поворота местных жителей к другому виду религиозного фанатизма. Они стали «христианцами» (так в русском переводе), и в доказательство перехода к новой вере распяли какого-то несчастного кандидата в Иисусы на телеграфном столбе… Избавим читателя от знакомства с деталями сюжета – сам познакомится, если захочет. Отметим только, что свою миссию главный персонаж с успехом провалил… Из большого списка данного каталога «Борат» претендует на место чемпиона по примитивному толкованию и полному неуважению к традициям как американцев, так и казахов. Поэтому даже подзаголовок ленты “Культурные исследования Америки в пользу славного государства Казахстан” выглядит откровенным издевательством. Однако в США, да и в России у этой низкопробной поделки нашлись защитники, которым лента понравилась своей провокационностью. Хотя даже, взгляд неё с такой точки зрения не поднимает  её художественные качества выше уровня плинтуса. Но Сашу Барона Коэна удовлетворили результаты кассового сбора и по прошествии десятилетия он нашёл деньги для создания сиквела.

Продолжение вышло  в 2020 году с таким же замысловатым названием “Следующий фильм о Борате: передача огромной взятки американскому режиму для получения выгоды некогда славным%d0%b1%d0%be%d1%80%d0%b0%d1%822-1 народом Казахстана“. Качество стеба ничем не отличается от предыдущей части.  За крах  миссии – 2006  Сагдиева арестовали и он 14 лет дробил камни в ГУЛАГе. Когда  президентом стал (учтите намёк) “Макдональд Трамп”, его коллега в Астане Нурсултан Назарбаев (Дэни Попеску) вспомнил про Бората. Он извлёк бедолагу из заточения и отправил в Вашингтон устанавливать дружеские отношения с заокеанским коллегой по титулу. В качестве подарка посланец повёз обезьянку Джонни “министра культуры Казахстана и секс-символ страны” (вот вам показатель безвкусия юмора авторов ленты) За главным героем увязалась его пятнадцатилетняя дочь Тутар (Мария Бакалова). Она проникла в комфортабельный контейнер, где везли подарок и, так как продуктов в нём было только на одного человека девчонка съела обезьяну. Её приезд и приключения в США позволили показать ещё один вариант приобщения к иной цивилизации представителя отсталого этноса, на этот раз дикой туземки… При этом все значимые проблемы столкновения культур свалены в безвкусный винегрет, и показаны средствами тупого юмора. Однако оставим в стороне приключения семейной пары в Америке и обратимся к нашей теме.

Как сообщил  Борат уже в начале действия, в Казахстане “гонения жида отменять, но у них (евреев) остался день поминовения Холокоста”. Вспоминая первую часть его похождений, не верится, что он знал о Катастрофе до ареста. Так вот за океаном Тутар сообщила папе: “главный момент истории нашей нации (!?) Холокост – никогда не был!“. Основание – возникшая на экране страница “facebook”а с лозунгом “Холокост – это большой обман“. И сразу нестыковка. Радует, что казахи помнят о геноциде евреев и 6 млн погибших, но считать эту трагедию ключевым событием их истории – это, извините, полная белиберда. Заявленная ситуация развивается столь же анекдотически: сначала легковерный отец поверил россказням пятнадцатилетней девчонки. Но, позднее, одетый в какой-то карнавальный костюм, Сагдиев забрёл в синагогу, где встретился с пожилой еврейкой Джудит. Та рассказала ему как была жертвой Катастрофы и видела трагедию своими глазами. У Бората новое прозрение! Главный персонаж вылетел на улицу с восторженным воплем “Холокост быть! Моя культура прав”. Хвала Б-гу (или Аллаху), остатки здравого смысла помешали создателям поплясать на костях жертв Шоа. Этим и завершим обзор еврейской темы в фильме, бесталанно изображающем умственную отсталость целого этноса. Более убедительно лента, показала прогрессирующую деградацию мышления в прошлом неглупого еврея Коэна. К раскрытию нашей темы обе ленты ничего не добавляют.

Борат, Борат-2 (США-Казахстан, 2006; США-Великобритания, 2020) Режиссёры Л. Чарльз, Д. Уолинер,: 3 комментария

  1. Мне не понравилась ваши критика фильма «Борат: изучение американской культуры на благо славного народа Казахстана» ( англ. Borat: Cultural Learnings of America for Make Benefit Glorious Nation of Kazakhstan; кстати, в заключительных титрах фильма присутствует другое русское название — «Культурные познания Бората в Америке в пользу славы великолепной казахстанской нации»). Это британо – американская псевдодокументальная кинокомедия режиссёра Ларри Чарльза с английским комиком Сашей Бароном Коэном в главной роли, направлена не против казахов, а против американского образа жизни. Может быть создатели неправильно поставили акценты, но эту направленность вам надо было учесть.

  2. Да, конечно Борат в первой части покидает родной Казахстан и отправляется по приказу «Министерства информации Казахстана» в США для создания документального фильма-репортажа. Да, он оставляет дома в родном Кушкеке мать, жену, сестру-проститутку, полоумного брата Било. Но он делает это, чтобы развить отношения между двумя странами.

  3. Когда в 2006 году был выпущен тот самый фильм «Борат: культурные исследования Америки в пользу славного государства Казахстан», он имел оглушительный успех. При бюджете в $18 миллионов картина собрала по всему миру свыше $260 миллионов. Чем привлекла зрителя история о казахстанском журналисте, который по заданию Министерства информации своей страны отправляется в США, чтобы снять о них документальный фильм? Неужели только примитивным юмором? А может откровенной издёвкой? Ведь создаваемая Боратом мокьюментари-лента (от to mock «подделывать» и «издеваться» + documentary «документальный») построена в стиле road movie, когда главный герой, влюбившийся в телеобраз Памелы Андерсон, пересекает по пути к своей мечте всю страну от западного побережья до восточного. По дороге он попадал во множество забавных и нелепых ситуаций, рисующих американскую культуру со смешной стороны.   Профессиональными актерами в этом фильме были лишь сам Коэн, Кен Давитян в роли его продюсера, Памела Андерсон и чернокожая проститутка. Второстепенные персонажи играли обычные люди, которые попадались съемочной группе на пути следования Бората. Многие из них оказались в положении героев развлекательных ТВ-шоу – они даже не знали, что снимаются в фильме, а после его выхода потребовали судебного разбирательства. 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>