Раневская (сериал Россия, 2022) Режиссёр Д. Петрунь

Длительность 410 минут (8 серий)
%d1%80%d0%b0%d0%bd%d0%b5%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f1Байопик о легенде советской эпохи Фаине Раневской (1896 – 1884). Сериал развалился на две равные достаточно интересные части: 1 – 3 и 6 – 8 серии. Средние эпизоды (4,5) представляют собой поверхностное обрывочное повествование почти не дополняющее наше представление об этой личности. В начальном разделе увлекательно показаны события 1915 – 1921 года. В них  изображается как таганрогская еврейка Фанни Фельдман (Мариэтта Цигаль-Полищук), дочь купца первой гильдии с юных лет заболела сценой. Некрасивая, заикающаяся девушка обладала яркой индивидуальностью, незаурядным умом и потрясающей жизненной энергией. Во второй серии зритель видит конфликт в семье и бегство главной героини в Москву, где неопытная провинциалка тщетно пыталась пробиться на подмостки. Двигаясь к своей цели преодолевая все препоны, она убеждала творческих личностей (к примеру Василия Качалова) в своём предназначении. Ей помогла талантливая балерина Екатерина Гельцер (Эмилия Спивак), рекомендовавшая почти случайную знакомую в провинциальную труппу в Крыму. Там, на юге, Фаина начала актёрскую карьеру, пережила трагическую эпоху революционного лихолетья и обрела душевного друга и учителя Павлу Вульф (Полина Кутепова).

Заключительные три серии охватывают конец 1940-х – начало 1970-х. В них отчётливо показаны нарастающие слава и одиночество большой актрисы, замкнутой в тесное комедийное амплуа. Отсюда чувство невостребованности и на сцене, и на экране. Конечно, своим талантом она превращала эпизодические персонажи в центральные фигуры постановки. Зрители ходили на некоторые спектакли («Шторм» В. Билль-Белоцерковского) исключительно дабы увидеть её блистательную игру. То же происходило и с второстепенными ролями в кинофильмах, реплики из которых через Фаину Григорьевну вошли в фольклор огромной страны. Вместе с тем, в сериале приоткрывается внутренняя драма личности, реализовавшей себя едва лишь на десятую часть своих дарований. Ей были доступны любые трагические роли, о чем свидетельствует неожиданный отзыв американского президента Ф. Рузвельта, очень высоко оценившего исполнение Раневской главной роли в драме Михаила Ромма «Мечта». Однако лишь потрясающая трактовка образа Люси Купер в спектакле «Дальше – тишина» (к счастью записанного на плёнку) позволяет нам представить подлинный масштаб её дарования. Сказанное произошло потому, что Фаина Григорьевна шла в искусстве самобытным путём. Поэтому она слишком редко встречала в искусстве понимающих единомышленников, чаще конкурентов или врагов. Поэтому же ей фатально не везло на режиссёров; чего стоит история их взаимоотношений с Юрием Завадским (Даниил Спиваковский). Зато её острый ум, неповторимое чувство юмора принесло ей дружбу с крупнейшими деятелями культуры, такими как Анна Ахматова.%d1%80%d0%b0%d0%bd%d0%b5%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f2Мариэтта Цигаль-Полищук талантливая исполнительница, трезво осознавшая свои возможности. С одной стороны, надо полагать, была польщена лестным предложением, сыграть Раневскую, но с другой (как видно из телеинтервью) отчётливо понимала невыполнимость этой задачи. Она честно признаёт, что пыталась представить не великий оригинал, а своё видение его. Разница в масштабе личностей очевидна и особенно заметна в финале 8-й серии, где во фрагменте спектакля «Дальше тишина» использована оригинальная запись потрясающей актрисы. Но, хотя, в целом, Мариэтте удалось далеко не полностью воссоздать прообраз, её работа заслуживает уважения. Это отмечено и в большинстве отзывов. В них также совершенно справедливо отмечается неравнодушие, душевное тепло, пронизывающее многие эпизоды сериала, сделавшего его заметным явлением в потоке безликой телепродукции.%d1%80%d0%b0%d0%bd%d0%b5%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f3 Еврейская тема проходит пунктирной линией через весь сериал. «Пятая графа» проявляется то в отказе дать Фаине Григорьевне крупную роль в фильме Эйзенштейна, то в запрете на выезд за границу. Однако, наиболее ярко эта сторона раскрыта через непростую историю отношений Фаины с отцом Гиршем Фельдманом (прекрасный образ Семёна Стругачёва). В первых сериях это конфликт, ибо деловой папа и слышать не желает ни о какой сцене. Он поставил целью выдать чадо замуж за сына потомственного врача Натана Юзефовского Шмуэля (Мулю) и тем обеспечить её будущее. В дальнейшем, оказавшись в Румынии, а далее в Чехословакии, он, хоть и с опозданием признал право дочери на выбор собственного пути. Он не просто пересмотрел свои взгляды, но искал любую информацию о её судьбе, гордился успехами дочери. Только этим можно объяснить почему по фильму он вывешивал в своем небольшом магазинчике созданные с помощью художников постеры фильмов и спектаклей с участием Фаины. Раневская увидела их спустя сорокалетней разлуки, когда приехала в Румыниюв семью брата Якова и успела обнять перед окончательным прощанием свою престарелую мать Милку. Эти фрагменты, как и посещение главной героиней могилы отца в Праге производят большое эмоциональное впечатление. По мнению автора аннотации 6 серий фильма заслуживают просмотра.

Раневская (сериал Россия, 2022) Режиссёр Д. Петрунь: 6 комментариев

  1. Много спорного. Особенно в истории отца Фаины Раневской. По-моему в его судьбе есть явно досочинённые моменты. Совсем невероятно его столкновение, как еврея, с гитлеровскими офицерами. В жизни за столь откровенную защиту портрета своей дочери его попросту пристрелили бы на месте.

  2. Долгожданная премьера. Где-то читал, что её готовили к съёмкам чуть ли не 10 лет и трижды меняли состав исполнителей.

  3. Личность великая, к воссозданию её образа подступиться страшно. Пытались. Старались. Ну а уж что вышло, то вышло.

  4. Начало и конец хорошие средние четыре серии – провальные. Актриса временами неплохо. В целом, посредственно.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>