Когда эта лента появилась в начале 60-х годов в советском прокате, она сразу же четко поделила зрителей на две категории. Одни (и таких было достаточно) сочли её нудной и жалели время затраченное на её просмотр. Вторые высоко оценили психологизм, мастерство режиссёра и актёров, особенно обратив внимание на исполнительницу заглавной роли Мари Дюмолен, она же Мари-Октябрь, актрису Даниэль Дарье.
И в самом деле, что происходит на экране. Послевоенная Франция. Красивый особняк, где-то недалеко от большого города. Там собрались бывшие участники группы Сопротивления, числом девять – все, кто уцелел от их подпольной организации после фашистских репрессий. Известно, что кто-то из присутствующих выдал гитлеровцам руководителя подпольщиков Кастиля (кстати, возлюбленного Мари) и группу бойцов. Эта трагедия не давала ей покоя много лет. Именно она собрала ВСЕХ оставшихся в одном месте, с целью выяснить кто же был предателем. Дальнейшее действие развёртывается в рамках дома и по всем канонам детектива. Подозреваются все, не исключая и хозяйки. Все события происходят в ограниченном пространстве интерьеров и зритель, привыкнув к почти неизменной «картинке», перестаёт обращать на неё внимание. Теперь интерес вызывают только актёры и создаваемые ими образы. Съемки такого фильма ставят перед постановщиком сложную задачу. Необходимо так организовать действие в замкнутом пространстве дома, чтобы за ним было интересно наблюдать. Динамика нагнетается путем движения камеры и чередования планов. При этом, как и положено в детективе, интрига сохраняется практически до конца, и только там становится ясно, кто изменник.
В истории театра 20-го века и кино нечасто, но попадаются произведения действие которых развёртывается в одном месте. К такому приёму нет-нет, да и прибегал известный английский драматург Дж. Б. Пристли и построенные по такому принципу пьесы имели успех, потому, что были насыщены психологически точными характеристиками и глубокими образами. Именно таковы «Визит инспектора», «Опасный поворот», «Время и семья Конвей», «Скандал в Брикмилле». Все они более или менее удачно были перенесены на советский экран ещё в 70-х – 80-х годах и (за исключением разве что «Времени и семьи Конвей») пользовались любовью зрителей. Подобные ленты можно встретить и в других кинематографиях. Большой популярностью пользовался в своё время виденный мною ещё в детстве фильм Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин», все содержание которого – споры присяжных в совещательной комнате после завершения судебных слушаний, когда им нужно было вынести вердикт. Высокий эмоциональный накал достигался необходимостью решить, виновен или нет подсудимый. С этой точки зрения позднейшая российская лента «12» — римейк того же сюжета сделанный Никитой Михалковым куда как менее впечатляет.
Однако, вернёмся на полстолетия назад. Тогда интеллигентного зрителя немного удивило что постановщиком «Мари-Октябрь» стал Жюльен Дювивье. В СССР он был известен ещё до войны по великолепно сделанной музыкальной ленте об Иоганне Штраусе «Большой вальс» (1938). Из книг о нём сложилось впечатление, как о режиссёре всеядном, и это соответствовало реальности. Чего только он не снимал в своей долгой творческой жизни, начавшейся в эпоху «великого немого» и завершившейся в 1960-е. Уже в 1930-е его награждали на фестивалях в Венеции и Токио. В конце 1940-х он неудачно снимал «Анну Каренину» с Вивиьен Ли, а в 50-е выпустил «в свет» несколько посредственных лент… И вдруг психологический детектив, а по сути драма «Мари-Октябрь» — неожиданная и не только на мой взгляд очень интересная работа. После неё осознаешь справедливость высокой оценки, которую давали режиссёру многие из его коллег. В частности, Жан Ренуар сказал: «Если бы я был архитектором и должен был воздвигнуть здание в честь кино, я бы поместил над его входом статую Жюльена Дювивье. Дань глубокого уважения режиссёру отдавали такие непохожие, но исключительно талантливые творцы мира 10-й музы, как Орсон Уэллс и Ингмар Бергман. Значит, было за что уважать Дювивье и для него эта лента не была каким-то неожиданным поворотом в творческой биографии . Просто режиссёр своим фильмом показал, что, если ему в руки попадает достойный сценарий, он может сделать ленту достойную такого материала. И совершенно понятно, почему в детективе в ходе расследования вырисовывается целая галерея психологически точных образов.
В решении последней задачи режиссёру было на кого опереться. Обратим внимание на великолепный подбор исполнителей – цвет тогдашнего французского кинематографа: Лино Вентура, Бернар Блие-старший, Поль Франкер, Поль Мерисс, Серж Реджани… Но среди них, подобно лучшему бриллианту в короне, находится Даниэль Дарье. Старейшина своего «цеха» (сейчас ей 94 года), она еще в детстве поражала своими талантами: отлично пела, танцевала, играла на виолончели. В 14 лет получила первую роль в кино и после этого снималась безостановочно несколько десятилетий. Любители кино со стажем помнят её по экранизации романа Стендаля «Красное и чёрное», где она предстала в образе мадам де Рейналь. А спустя пять лет актриса снялась совершенно в другой роли, создав образ бывшей подпольщицы. Её Мари – женщина любящая, стойкая и верная памяти своих погибших соратников по Сопротивлению. Она не допустит, чтобы преступление военных лет осталось безнаказанным. И, если у правосудия руки окажутся коротки, значит, у неё хватит сил и решимости привести в исполнение приговор, вынесенный товарищами.
В результате детектив, во многом благодаря таланту актрисы превратился в фильм о чести, долге и нелёгком выборе. Таким его запомнили зрители, и таким он пришёл к следующим поколениям любителей кино.
Немногочисленные отзывы о фильме трактуют его, как детектив.
Отличный психологический детектив, всё действие которого разворачивается в замкнутом пространстве роскошной виллы одного из героев в течение одного вечера. По сюжету и стилистике фильм вызывает некоторые ассоциации с «Двенадцатью разгневанными мужчинами», а больше даже с «Опасным поворотом». Можно отметить также стильное и изысканное черно-белое изобразительное решение.
Фильм отличный и смотрится, что называется, на одном дыхании, хотя всё действие разворачивается в замкнутом пространстве. Подозрение очень умело переключается то на одного, то на другого персонажа (правда, я «вычислил» предателя минут за 15-20 до развязки, но не методом дедукции, а на каком-то интуитивном уровне). Прекрасна Даниэль Дарье, все остальные актёры тоже «на уровне». Искренне рекомендую всем любителям хороших интеллектуальных детективов.
Что же, хороший детектив тоже редкость.