«Мари-Октябрь» (1959) — Жюльен Дювивье

 Когда эта лента появилась в начале 60-х годов в советском прокате, она сразу же четко поделила зрителей на две категории. Одни (и таких было достаточно) сочли её нудной и жалели время затраченное на её просмотр. Вторые высоко оценили психологизм, мастерство режиссёра и актёров, особенно обратив внимание на исполнительницу заглавной роли Мари Дюмолен, она же Мари-Октябрь, актрису Даниэль Дарье.

И в самом деле, что происходит на экране. Послевоенная Франция. Красивый особняк, где-то недалеко  от большого города. Там собрались бывшие участники группы Сопротивления, числом девять – все, кто уцелел от их подпольной организации после фашистских репрессий. Известно, что кто-то из присутствующих выдал гитлеровцам руководителя подпольщиков Кастиля (кстати, возлюбленного Мари) и группу бойцов. Эта трагедия не давала ей покоя много лет. Именно она собрала ВСЕХ оставшихся в одном месте, с целью выяснить кто же был предателем. Дальнейшее действие развёртывается в рамках дома и по всем канонам детектива. Подозреваются все, не исключая и хозяйки. Все события происходят в ограниченном пространстве интерьеров и зритель, привыкнув к почти неизменной «картинке», перестаёт обращать на неё внимание. Теперь интерес вызывают только актёры и создаваемые ими образы. Съемки такого фильма ставят перед постановщиком сложную задачу. Необходимо так организовать действие в замкнутом пространстве дома, чтобы за ним было интересно наблюдать. Динамика нагнетается путем движения камеры и чередования планов. При этом, как и положено в детективе, интрига сохраняется практически до конца, и только там становится ясно, кто изменник.

В истории театра 20-го века и кино нечасто, но попадаются произведения действие которых развёртывается в одном месте. К такому приёму нет-нет, да и прибегал известный английский драматург Дж. Б. Пристли и построенные по такому принципу пьесы имели успех, потому, что были насыщены психологически точными характеристиками и глубокими образами. Именно таковы «Визит инспектора», «Опасный поворот», «Время и семья Конвей», «Скандал в Брикмилле». Все они более или менее удачно были перенесены на советский экран ещё в 70-х – 80-х годах и (за исключением разве что «Времени и семьи Конвей») пользовались любовью зрителей. Подобные ленты можно встретить и в других кинематографиях. Большой популярностью пользовался в своё время виденный мною ещё в детстве фильм Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин», все содержание которого – споры присяжных в совещательной комнате после завершения судебных слушаний, когда им нужно было вынести вердикт. Высокий эмоциональный накал достигался необходимостью решить, виновен или нет подсудимый. С этой точки зрения позднейшая российская лента «12» — римейк того же сюжета сделанный Никитой Михалковым куда как менее  впечатляет.

Однако, вернёмся на полстолетия назад. Тогда интеллигентного зрителя немного удивило что постановщиком «Мари-Октябрь» стал Жюльен Дювивье. В СССР он был известен ещё до войны по великолепно сделанной  музыкальной ленте об Иоганне Штраусе «Большой вальс» (1938). Из книг о нём сложилось впечатление, как о режиссёре всеядном, и это соответствовало реальности. Чего только он не снимал в своей долгой творческой жизни, начавшейся в эпоху «великого немого» и завершившейся в 1960-е. Уже в 1930-е его награждали на фестивалях в Венеции и Токио. В конце 1940-х он неудачно снимал «Анну Каренину» с Вивиьен Ли, а в 50-е выпустил «в свет» несколько посредственных лент… И вдруг психологический детектив, а по сути драма «Мари-Октябрь» — неожиданная и не только на мой взгляд очень интересная работа. После неё осознаешь справедливость высокой оценки, которую давали режиссёру многие из его коллег. В частности, Жан Ренуар сказал: «Если бы я был архитектором и должен был воздвигнуть здание в честь кино, я бы поместил над его входом статую Жюльена Дювивье. Дань глубокого уважения режиссёру отдавали такие непохожие, но исключительно талантливые творцы мира 10-й музы, как Орсон Уэллс и Ингмар Бергман. Значит, было за что уважать Дювивье и для него эта лента не была каким-то неожиданным поворотом в творческой биографии . Просто режиссёр своим фильмом показал, что, если ему в руки попадает достойный сценарий, он может сделать ленту достойную такого материала. И совершенно понятно, почему в детективе в ходе расследования вырисовывается целая галерея психологически точных образов.

В решении последней задачи режиссёру было на кого опереться. Обратим внимание на великолепный подбор исполнителей – цвет тогдашнего французского кинематографа: Лино Вентура, Бернар Блие-старший, Поль Франкер, Поль Мерисс, Серж Реджани…  Но среди них, подобно лучшему бриллианту в короне, находится Даниэль Дарье. Старейшина своего «цеха» (сейчас ей 94 года), она еще в детстве поражала своими талантами: отлично пела, танцевала, играла на виолончели. В 14 лет получила первую роль в кино и после этого снималась безостановочно несколько десятилетий. Любители кино со стажем помнят её по экранизации романа Стендаля «Красное и чёрное», где она предстала в образе мадам де Рейналь. А спустя пять лет актриса снялась совершенно в другой роли, создав образ бывшей подпольщицы. Её Мари – женщина любящая, стойкая и верная памяти своих погибших соратников по Сопротивлению. Она не допустит, чтобы преступление военных лет осталось безнаказанным. И, если у правосудия руки окажутся коротки, значит, у неё хватит сил и решимости привести в исполнение приговор, вынесенный товарищами.

В результате детектив, во многом благодаря таланту актрисы превратился в фильм о чести, долге и нелёгком выборе. Таким его запомнили зрители, и таким он пришёл к следующим поколениям любителей кино.

Немногочисленные отзывы о фильме трактуют его, как детектив.

Отличный психологический детектив, всё действие которого разворачивается в замкнутом пространстве роскошной виллы одного из героев в течение одного вечера. По сюжету и стилистике фильм вызывает некоторые ассоциации с «Двенадцатью разгневанными мужчинами», а больше даже с «Опасным поворотом». Можно отметить также стильное и изысканное черно-белое изобразительное решение.

Фильм отличный и смотрится, что называется, на одном дыхании, хотя всё действие разворачивается в замкнутом пространстве. Подозрение очень умело переключается то на одного, то на другого персонажа (правда, я «вычислил» предателя минут за 15-20 до развязки, но не методом дедукции, а на каком-то интуитивном уровне). Прекрасна Даниэль Дарье, все остальные актёры тоже «на уровне». Искренне рекомендую всем любителям хороших интеллектуальных детективов.

Что же, хороший детектив тоже редкость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.