Большая стирка (1968) — Ж-П. Моки.

Свыше 40-лет назад на французский экран вышла «Большая стирка». Одна из лучших комедий с прославленным комическим актером Бурвилем, она напоминает нам о своеобразном режиссёре Жан-Пьере Моки, которого в России и СНГ знают хуже многих его коллег, хотя во Франции в 1960-е – 1980-е он был достаточно популярен.

Его настоящее имя Жан-Поль Адам Мокиевский, и родился он в 1929 году в семье эмигрантов из Польши. Правовед по образованию, юноша чем-то напоминал Жерара Филипа, поэтому в начале 1950-х снимался в ролях второго плана требующих от исполнителя приятной внешности. Кто-то из зрителей может быть вспомнит его по роли Альбера де Морсер в фильме Робера Вернэ «Графе Монте-Кристо» (да, да, того самого с Жаном Маре). Чуть позже он отправился в Италию и там снимался у Антониони, работал ассистентом с Феллини и Висконти.

В 1959-м Моки возвращается в Париж. Ему 30-ть, годы ученичества остались позади. Не прерывая актерской карьеры, он решил попробовать себя в режиссуре. Первым его фильмом становится лента «Подонки» (1959, другие названия «Повесы», «Проходимцы»). Сюжет был банален донельзя: главные персонажи Жозеф и Фредди решают однажды вечерком «снять» себе девиц. Однако, все сразу обратили внимание на интонацию и смешение жанров: лента начиналась, как фривольная комедия, но в ходе развития сюжета превращалась в драму. В постоянном сочетании смешного и печального в соединении сатиры и мрачного «черного» юмора увидели критики своеобразие почерка режиссёра. Возможно, в этом проявилась школа, которую он прошёл у великих мастеров Италии. С начала 1960-х и до настоящего времени Моки выпускает одну комедию за другой, причём каждая из них поднимает достаточно серьёзные проблемы жизни французского общества. Ничего удивительного. Известно, что он человек самостоятельно мыслящий и критичный, имеющий свою позицию по многим сторонам современной жизни. Таков он и в профессии. Как сказано о нём в одном из сайтов: «Прекрасный оратор Жан-Пьер Моки является ярым защитником популярного кино, но, вместе с тем, дисгармонирует с пейзажем современного кинематографа, оставаясь при этом режиссером вне норм и правил».

И, всё-таки, лучшие его ленты сняты в период с начала 1960-х по начало 1980-х. Именно они вызывали больший или меньший общественный резонанс. Среди поднятых им тем: показ непростых отношений между начальниками и подчинёнными («Соратники Маргаритки», 1967), влияние телевидения на общественное сознание («Большая стирка», 1968), карьеризм и коррупция («Соло», 1970), финансовые спекуляции («Тише!», 1972), давление властей («У савана нет карманов», 1974), абсурдность судебной системы («Свидетель», 1978), неуправляемость толпы («Убить рефери!», 1984). В его арсенале одна из лучших полицейских комедий «Есть ли французы в зале?» (1982), которая обличает коррупцию в СМИ, в политике и полиции.

В «Большой стирке» Моки поднял актуальную и поныне тему борьбы с оболваниванием телевидением широких масс зрителей. Часто в раздачах эту ленту называют комедией положений. Но это во многом неверно и по причине серьёзности замысла и потому, что исполнитель главной роли Бурвиль не обыгрывает смешные ситуации, а создает характер. Взгляните на его непреклонный, устремлённый вперед облик. Педагог-словесник Арман Сен-Жюст не случайно носит фамилию знаменитого революционера 18 века, сподвижника Робеспьера и сторонника террора. Методы его действий столь же решительны (как у его тёзки), сколь и наивны (в этом он подобен Дон-Кихоту). По его мнению, достаточно вывести из строя коллективные антенны, а, если это не поможет, следует испортить главный ретранслятор, и уж тогда точно бациллы телемании будут уничтожены. С таким же успехом можно думать, что ветер исчезнет от того, что деревья перестанут качаться. И всё же среди своих «сподвижников» Сен-Жюст единственный человек идеи. Достаточно посмотреть на его добрые глаза, когда он взирает на учеников, говорит о них, желает одному из них в наступившей тишине обратиться к домашнему заданию (к настоящей культуре, стало быть). Такого преподавателя, сочетающего знание с терпимостью, со стремлением понять учеников дети любят, им верят. Поэтому думающие зрители без сомнения будут сочувствовать персонажу Бурвиля.

А остальные участники возглавляемой им группы? Конечно, они люди более или менее симпатичные.  Но цели лидера для них во многом чужды и, кстати, на экране они тот самый антураж, который позволяет вызвать улыбку зрителя. Посмотрите, его спутники (не говоря уж об эпизодических персонажах, вроде полицейских или жильцов домов) чаще него попадают в смешные положения.

«Большая стирка» стала одним из первых обращений кино к проблеме, которая в наши дни только обостряется, и приятно осознавать, что у противников манипулирования общественным сознанием через ТВ были и есть единомышленники. Лента привлекает чисто французским сочетанием смешного и серьёзного и, конечно же, блестящим мастерством Бурвиля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.