Экранизация неизвестного у нас романа Франсуа Буайе «Запрещённые игры» осталась самым проникновенным фильмом Рене Клемана, одним из первых шедевров о войне и, по стечению обстоятельств лучшей работой режиссёра. Она переносит нас во Францию июня 1940 года. Дороги забиты беженцами, которых беспощадно расстреливает гитлеровская авиация. В одной из таких бомбёжек, на мосту, погибли родители четырёхлетней парижанки Полетты и любимая собачка. Девочка ушла от места трагедии, и её нашёл сын фермера Мишель. В деревне, куда она попала, о войне знают больше по газетным статьям, чем по реальным событиям. Где-то идут бои, изредка слышны звуки разрывов, а здесь фермеры работают в поле, потому, что летом каждый день дорог. Тут свои трагедии: от удара копытом напуганной лошади умирает старший брат Мишеля Жорж. Идёт вражда семей, о причинах которой её участники давно забыли. В этом вязком быту Полетт и Мишель быстро сдружились. Однако в сознании Полеты пережитая трагедия причудливо соединилась с желанием как-то её обыграть (ведь мы знаем, что через игру дети познают мир). Она вовлекла друга в странную игру «в кладбище» — тут становится понятным название ленты. Сначала дети похоронили собачку Полеты, затем рядом появились могилы других животных. А для «взаправдошности» они начали воровать кресты, чтобы установить их над могилками… Кладбище становилось всё больше и больше…
Я без опаски рассказываю большой фрагмент сюжета, потому, что самое главное в «Запрещённых играх» ВИДЕТЬ И ЧУВСТВОВАТЬ происходящее на экране. Режиссёр почти не показывает насилия, но мастерски воссоздает атмосферу войны, которая поселилась в потрясённом сознании Полеты и через неё повлияла на Мишеля. «Работает» прекрасный сценарий, тонко показывающий психологию детей, точная работа режиссёра и непосредственность малолетних актёров. Гитарная музыка (классика и «Романс» Гомеса) способствует созданию камерной доверительной интонации. В результате получился грустный, милый фильм, который невозможно описать. Действие в нём показано через призму детского восприятия с любовью, щемящей нежностью и сочувствием, поэтому при просмотре хочется горько улыбнуться или печально вздохнуть. По всему этому лента продолжает активно воздействовать на зрителя и спустя шестьдесят лет после её выхода на экран.
Из интересных фактов о киноленте. В первой редакции «Запрещённые игры» получились слишком короткими, Клеману пришлось доснимать некоторые сцены. Но маленькие исполнители к тому времени подросли — у Бриджит Фоссе (Полетт) выпали молочные зубы, а Жорж Пужули (Мишель) снимался в другом фильме, для которого ему пришлось коротко подстричься. Поэтому в нескольких эпизодах Полетт появляется с накладными зубами, а Мишель ходит в парике.
В 1952 году фильм получил Главный приз МКФ в Венеции. Своим решением члены жюри дали ему короткую и самую ёмкую рецензию: «За способность отразить с необычайной лирической глубиной и исключительной эмоциональной выразительностью беззащитность детства перед жестокостью и ужасами войны». Затем в том же году лента удостоена премии «Оскар», как лучший иностранный фильм (в то время специальной номинации для неанглоязычных фильмов ещё не было), а спустя 2 года был номинирован и за сценарий. И до и после 1952 года у Клемана были хорошие работы. Четыре года спустя он получил ещё одного «Золотого льва» в Венеции за экранизацию романа Золя «Западня» — «Жервеза». За детектив «Пассажир дождя» в 1970-м удостоен «Золотого глобуса». Однако были у него и досадные неудачи. Возможно, поэтому последние 20-ть лет жизни режиссёр не снял ни одного кадра. И вышло так, что главным в его творческой биографии оказалось открытие темы «дети и война» столь блистательно продолженной другими режиссёрами из различных стран – достаточно вспомнить гениальный фильм А. Тарковского «Иваново детство».