«Римская весна миссис Стоун» (1961) — Х. Кинтеро

Неспешная экранизация одноимённой повести знаменитого писателя и драматурга Теннесси Уильямса обречена на постоянное сравнение с другой экранизацией того же автора и тоже с Вивьен Ли («Трамвай «Желание»). Но, здесь мы будем говорить только о «Римской весне…», ибо сравнивать их (как увидит зритель дело абсолютно неблагодарное). Основная тема фильма — трагедия одиночества стареющей, может быть больной, женщины и попытки уйти или хотя бы отсрочить грядущее одиночество. Пятидесятилетняя актриса Кэрен Стоун мучительно переживает смерть мужа и свой уход со сцены. Она желает обрести покой в Риме (отсюда название) и пытается найти выход в запоздалом любовном чувстве к молодому итальянцу Паоло Ди Лео (Уоррен Битти). Умная актриса догадывается, что её избранник — жиголо и его главная цель выдоить из неё как можно больше денег.Дальнейшее нужно видеть. Вивьен Ли великолепно играет может быть последнюю сердечную привязанность женщины, показывая себя при этом блистательной актрисой. Она удивительно женственна, обаятельна, даже обворожительна, однако её избраннику не нужны те качества, которые составляют основу личности Карен. (Справедливости ради отмечу: к концу действия в нём просыпается нечто вроде человечности, поэтому он уходит). Такое впечатление достигнута в условиях, когда режиссура фильма, на мой взгляд, мало ей помогала, ибо не учитывала многих выразительных средств кино. Это случилось потому, что постановщиком выступил известный американский театральный режиссёр Хосе Куинтеро. Для него «Римская весна…» cтала первым (и последним) опытом работы в кино – специфику которого он так глубоко и не понял. Постановщик пошёл по традиционному пути — сделал тщательный пересказ повести с сохранением больших объёмов текста Уильямса. Обилие диалогов, как в пьесе приблизило темп и форму повествования к спектаклю. Поэтому режиссёр решил, что его функции ограничиваются определением мизансцен, то есть корректным созданием благоприятных условий для исполнительницы главной роли. Её яркая киноработа оказалась вложена в оболочку киноленты очень напоминающей по форме фильм-спектакль. Раньше актрису снимали по-другому, но и сделанного Кинтеро ей оказалось достаточно; устремившись в  роль с такой «стартовой площадки», она и здесь оказалась на высоте. Вот только подчеркнуть её талант, подать его, как это сделали другие режиссёры (даже нелюбимый мною Элиа Казан), режиссёр просто не смог. И, хотя неповторимая аура актрисы, её умение проникнуть вглубь психологии миссис Стоун, утончённость и шарм чувствуются, они ощущаются гораздо слабее, чем во многих иных её экранных работах.И всё же, как она хороша! Глядя на нее, ощущаешь с одной стороны внутреннее страдание её героини стремящейся к новой любви и, одновременно понимающей, что обречена на разочарование. (Кстати, для некоторых сюжетов Теннеси Уильямса характерна подобная двойственность героинь: вплоть, до сочетания в них влечения и отвращения по отношению к одному и тому же человеку).  Вместе с тем, актриса показывает Карен Стоун как женщину удивительно цельную, готовую даже после тяжёлых испытаний идти по избранному пути до конца. Иногда в голову приходит мысль, а не использовал ли Кинтеро для создания образа миссис Стоун не только талант Вивьен Ли, но и тяжёлое состояние актрисы, пережившей незадолго до того трагедию разрыва с Лоуренсом Оливье. В любом случае, результат налицо: именно её исполнение принесло в ленту внутреннее напряжение, заставляющее с интересом и заинтересованностью наблюдать за развитием действия.Однако, фильм по-настоящему интересно смотреть только когда она появляется на экране. И «открытый» финал с её участием интригует, хотя по логике развития сюжета в нём виден скорее печальный конец, чем новая надежда. Всё остальное не впечатляет. Лишь в созданном великой актрисой образе обнаруживается та «сердцевина», которая ещё долго будет спасать фильм от забвения. Всё остальное (даже интересная работа Лоте Ленья) выглядят не более, чем дополнением к трагедии Карен Стоун.Интересно мнение о Вивьен Ли известного английского актёра и режиссёра Питера Гленвила (1913 — 1996), поставившего в 1960-х такие заметные ленты, как «Бекет» и «Комедианты». «Позднее, когда ей пришлось вынести удары, которые наносили слабеющее здоровье и другие превратности судьбы, она стала фигурой глубокого пафоса и обаяния. В это время она подарила миру несколько великолепных исполнений. Лично я, нахожу роли этих лет, где подчёркивались ранимость и мучения героинь, более достойными восхищения, нежели её ранние работы – торжествующие, умные женщины, управляющие своей судьбой и судьбами всех, кто их окружает». В таком глубоком мнении есть существенная неточность. Чуткость и неординарность внутреннего мира созданных ею героинь, их глубокая порядочность и внутренняя сила сопровождали почти всю творческую жизнь Вивьен Ли, а не только в относительно поздние годы. Вспомним Майру Лестер («Мост Ватерлоо», 1940, актрисе 27). Она, как и сыгранные позднее Леди Гамильтон, Анна Каренина, Карен Стоун не могли и не хотели плыть по течению. Они стремились к счастью, в котором окружающий мир отказывал им и гибли, когда понимали, что не получат то, чего были достойны.

Дополнительная информация: в 2003 году Роберт Алан Экерман снял новую версию «Римской весны миссис Стоун» с многоопытной Хелен Мирен. И обнаружилось, что, несмотря на более современный и привычный новому зрителю режиссёрский подход, старая лента оказалась ярче и глубже. Как и должно быть в настоящем искусстве, при сопоставлении и оценках таланта и опыта победил талант. Вивьен Ли оказалась несравненно ярче и интереснее своей «последовательницы».

Отзывы.
После просмотра великолепного фильма — «Унесенные ветром», в жизни не могла себе представить Вивьен Ли в роли дамы уже не молодых лет. Но затем посмотрела «Трамвай Желание», «Римская весна мисс. Стоун» И убедилась ещё раз в таланте Вивьен Ли. В целом, хотя фильм и посредственный, но в нём хорошо передано усталое отчаяние стареющей красавицы.

Я думаю, Куинтеро не дал Вивьен Ли отыграть свою роль с блеском. В его режиссёрские задачи больше входил сухой пересказ модного в те времена романа, а вот эмоциональные переживания стареющей женщины его не заботили.

Кино спасает не столько игра, сколько личная участь Виьен Ли, нашедшая отражение в этом фильме. Не прошло и года после развода с мужчиной всей её жизни Лоуренсом Оливье, а в фильме её Карен Стоун произносит: «Мне нужно каких-нибудь три-четыре года, после которых я готова умереть!» И биография, и судьба и переживания героини Вивьен Ли пророческим образом сбылись в её жизни.

Во время просмотра мы наблюдаем за страданиями этой одинокой, но, в то же время, прекрасной женщины, за тем, как она готова переступить через себя ради того, чтобы не остаться одной. Она — когда-то великая актриса, готова пойти на унижения ради этого. И как тяжело ей приходится, когда она уже стара и никого нет рядом, ни одного родного человека, с кем можно поделится своими чувствами. От этой безысходности она обеими руками держится за молодого юношу и терпит все его недостатки. Это действительно очень грустно, и после этого мы тоже начинаем думать, что с нами будет, когда мы постареем? На этот вопрос не может ответить никто.

Этот фильм мне понравился немного меньше, чем остальные фильмы с Ли. Он более женский что ли. Стареющая дама хочет удержать молодость, почувствовать молодость в каждом мгновении, но при этом не выглядеть смешной. Как это понятно.

Ли блестяще справилась с поставленной задачей. Даже стареющая она выглядит гораздо лучше многих молодых. В ней чувствуется порода. Неплохо подыграл ей молодой ловелас Уоррен Битти. Вместе они и создали этот фильм.  А тут ещё появляется и неизвестный прекрасный незнакомец. В общем, всё романтично и красиво. Смотреть девушкам всех возрастов. А мужчины просто не поймут, хотя от Ли невозможно оторваться даже и в этой роли.

Отличное прочтение классики на такую актуальную тему и как всегда блестящая зрелая работа бесподобной Вивьен Ли! Только недалёкие люди могут отрицать очевидность её редкостного дара и потрясающего актёрского мастерства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.