1981 Режиссёр Н. Джоэль. Солисты, хор и оркестр оперы в Сан-Франциско. Дирижёр Ю. Рудель. Длительность 122 минуты
1998 Режиссёры Э. Мошински и Б. Лардж. Солисты, хор и оркестр Метрополитен-опера, Нью-Йорк. Дирижёр Д. Ливайн Длительность 185 минут
Экранизации наиболее удачной оперы классика французской музыки Камиля Сен-Санса (1844 — 1922) Знаменитый сюжет из еврейской Библии изложен в нём достаточно вольно и выглядит следующим образом. Большая община израильтян находятся в рабстве у филистимлян в палестинском городе Газа. Известный своей силой и смелостью герой Самсон призывает их к сопротивлению. Иудеи колеблются и не надеются на успех выступления, но попытки местного сатрапа обратить евреев в веру языческого бога Дагона побуждают их восстать. Звучит хор «Израиль, разорви свои оковы», филистимляне в панике бегут. Однако героя ждёт иное искушение. Из храма в сопровождении группы прислужниц выходит известная своей красотой, жрица Далила. Они приветствуют торжествующего героя песнями и танцами, а Далила поёт ему, какое впечатление произвели на неё красота и сила Самсона (звучит ария «Весна начинается»). Один из иудейских старейшин предостерегает богатыря, но предупреждение запоздало — молодой герой, по уши влюблён в Далилу.
Второе действие является центральным. В нём Далила и Верховный жрец храма Дагона замышляют погубить героя, но для этого надо узнать секрет его силы. Именно в этом разделе звучит её выразительная ария «Самсона в эту ночь ожидаю», где она поёт о желании превозмочь женскую слабость и отомстить за поражение соплеменников. Начинается буря, подчёркивающая драматизм действия. Самсон появляется с желанием проститься с красавицей, так как должен вернуться к евреям и служить своему народу. Чтобы удержать его, коварная жрица исполняет знаменитую арию «Открылася душа, как цветок на заре». В концертах этот фрагмент звучит не так впечатляюще, как на сцене, где Самсон неоднократно вступает в пение, говоря о своей любви к Далиле. Он покорён. Пользуясь своей победой, женщина снова настойчиво пытается выведать секрет его огромной силы, но герой всё ещё хранит тайну. Тогда Далила называет его трусом и изгоняет прочь навсегда, после чего Самсон сломлен. В раскатах бушующей бури он возвращается в дом красавицы. В темноте при блеске молний видны фигуры филистимлян окружающих жилище Далилы. Неожиданно она появляется в окне и призывает их на помощь. Слышен вопль Самсона: он кричит, что его предали. Сам акт надругательства над богатырём не показан. В следующем действии, развёртывающемся в храме Дагона он появляется уже остриженным и ослеплённым. Музыка третьего акта существенно уступает двум предыдущим. Наибольший интерес представляет лишь трагический момент сюжета, когда библейский персонаж взывает к Б-гу с просьбой вернуть ему силу и обрушивает храм под обломками которого гибнут все находящиеся там враги.
После «Жидовки» Ф. Галеви (см каталог) «Самсон и Далила» наиболее значительное отражение сюжетов Ветхого Завета во французской опере 19-го века. Музыка произведения написана в традициях европейского романтизма, но Самсон здесь лишь формально главный герой. Самые впечатляющие страницы обрисовывают обаятельный, женственный и, одновременно коварный образ Далилы. Три арии этой героини украшали репертуар многих меццо-сопрано и контральто в 20-м веке. Среди выдающихся интерпретаторов партии — российская певица Елена Образцова. В записи 1981 года заглавную женскую партию спела одна из лучших её исполнительниц Ширли Верретт (1930 — 2010). Версия 1998 года подготовлена и снята к 30-летию выступлений прославленного тенора Пласидо Доминго на сцене Метрополитен-опера. Далила – прима Мариинского театра Ольга Бородина. Для любителей классической музыки и зрителей желающих ознакомиться с вариантами отражения еврейской темы в мировом искусстве.