Долина волков. Палестина (Турция, 2011) Режиссёр З. Шашмаз

Длительность 103 минуты

Невысокий по качеству фильм любопытен, именно как хрестоматия стереотипов современной антиизраильской агитации. Главные персонажи заимствованы из популярного телесериала. Лента открывается кадрами подготовки провокационной «флотилии мира». С первых секунд подобно заклинанию идёт слоган: «Мы тут ради мира. Что бы мы ни сделали, мы делаем это ради мира». Затем следует показ высадки на корабль «Маре мармара» израильского спецназа. С экрана несутся слова: «Идите и покажите всему миру каким является израильское государство. Выполняйте приказ».  Далее, естественно, массовое нападение на ненавистных евреев с палками и прочим подручным материалом (такова самооборона в понимании «миролюбцев»). А вынужденное применение оружия против распоясавшихся провокаторов конечно же «неспровоцированная расправа».  Это присказка, а сказка начинается уже на 4-й минуте, когда нас переносят в Старый город Иерусалима. Три турецких супермена во главе с Полатом Алемдаром по хозяйски двигаются по святому для представителей трёх религий  месту . Ну как же, ведь они прибыли на Землю обетованную для исполнения смертного приговора, вынесенного мифическому Моше Бен Элиезеру, отдавшему приказ о высадке на «флотилию мира».

Так начинает выстраиваться несложный сюжетно-идеологический каркас, в котором довольно противно разбираться. Но делать это приходится, ибо перед нами очередной ход в пропагандистской войне против Израиля, а «тяжёлым оружием» в этом сражении выступают подтасовка фактов и проверенные стереотипы. Всё просто: есть наши (палестинцы) и враги (Израиль).

Наши – святые люди, хоть сейчас в рай. О Хамасе, Фатхе и других организациях убивающих женщин и детей никто и слыхом не слыхал. Да и о терроре они понятия не имеют: такого слова в их лексиконе просто нет. Враньё? Безусловно. А что вместо этого предлагают зрителю? Гостеприимство, великодушие, многодетность. Принимают в доме всех, даже еврейку – это подаётся, как высшая степень благородства. Разумеется религиозность, ведь «ислам – религия мира». Конечно нищета, но в ней виноваты, разумеется, израильтяне. Хозяин дома, Абдулла: бросил прибыльный бизнес в Ливии и вернулся в Палестину. «Если уйду я, уйдёт другой третий, кто тут останется. Это наша страна». Его родственница добавляет: «Если мы откажемся от сопротивления, израильтяне не дадут жить никому из нас». Шесть раз он строился – шесть раз «они» разрушали. «Но Абдулла упрям». Естественно разрешение на строительство не дают «зато взятки берут». Муж одной из женщин «целый год сидит в тюрьме и даже не предстал перед судом». На недоуменный вопрос гостьи: «Почему», закономерный ответ: «Потому, что палестинец». Ну и далее уже в другой сцене: «В мире, где идёт война, страдают всегда мусульмане (!!?). Нам надоело быть угнетёнными». Ну как не посочувствовать несчастным.

Тем более, что на другом полюсе гнусные израильтяне. Их низший уровень — солдатня (иного слова для экранных персонажей не подберёшь), готовая ни за что, ни про что оскорбить даже соплеменника. Эти невежественные вояки и слыхом не слыхали и о существовании великого государства Турция и о дипломатической неприкосновенности. (Один из лживых перлов текста: «В Израиле только израильтяне неприкосновенны»). Старательно подчёркивается беспомощность врага: такие, храбры только в карательных операциях против «беззащитных палестинцев» если стреляют, то попадают в мирных жителей, а арестовывают исключительно маленьких детей. Бьют по нервам сцены разрушения дома и убийства старой женщины. Выше рядовых исполнителей политики, видящие перспективу положение на Ближнем Востоке. Один из них вещает так: «Численность арабов превысит нашу численность и иудеи станут меньшинством в своей же стране… Законными путями противодействовать этому нельзя. Единственный путь противодействия этому я вижу в провозглашении великого Израиля от Евфрата до Нила на который никто даже не помыслит напасть». Простейший логический вопрос: зачем евреям захватывать земли с  десятками миллионов арабов? Чтобы раствориться в них и обречь себя на самоубийство, как этнос? Но подобные неувязки создателей фильма не волнуют. С экрана звучит текст: «Весь мир должен (!) признать, что мы самые могущественные». К такому выводу должно, по фильму, привести создание и продажа на весь мир самого совершенного и жестокого оружия. Начиная со стрелкового: «Как только эти пули попадают в тело человека, они сжигают химическим веществом всё внутри». Проверку проводят, конечно же, на беззащитном палестинце, муже и отце, а следы преступления заметаются. Подобная низкопробная ложь может сойти за правду только там, где ей готовы верить.

Особое место занимает в фильме вопрос о праве еврейского народа на свою историческую Родину. Мало-мальски образованные мусульмане имеют представление о Торе и отрицать столь авторитетный источник как то не решаются. Более того, из уст имама (религиозного авторитета) мы слышим с экрана вполне справедливое утверждение «Веками на этой земле мирно жили и христиане и мусульмане и иудеи». Однако, в конфликт с этими разумными словами вступает постоянный слоган: «Это наша земля». Впрочем, конфликт тут мнимый. Позиция создателей фильма ясна: как хорошо было в старину, когда и евреи и христиане жили на Святой Земле настолько мирно, насколько им это позволяла какая-нибудь хозяйка этих мест (скажем, великая Турецкая империя). Но самостоятельности евреев терпеть нельзя. И, раз уж невозможно откровенно оспорить Б-жественное право избранного народа на Ханаан, почему бы не отказать в законности государству Израиль. Здесь можно даже проявить «объективность» и свалить все беды палестинцев на преступный сионистский режим. И убедительнее всего будет, если осудит его не палестинец (тут всё понятно), а еврей.

Теперь становится место в концепции фильма образа американской еврейки (имя в русской озвучке так и не прозвучало, да это и неважно), случайной участницы конфликта, которую турецкие супермены против её воли «спасли» от израильской военщины. Она пришлась им по душе, ибо уже в первой сцене охарактеризовала соплеменников-солдат так: «Не тратьте на них время попусту, потому как они не знают ни законов, ни судов».  Попав в арабский район, эта гостья была глубоко потрясёна увиденными там картинами и заявила: «Я очень сожалею. У наших политиков нет информации об этом, обо всём (!?) Если бы знали не оставили бы так». Когда женщина захотела уйти, её человеколюбиво предупредили: «Не ходи тебя убьют». Но она идёт. Мрачный город, тёмные улицы, чужие люди. Жуть. Но, если вы думаете, что ей грозят арабы вы ошибаетесь. Правильно, впереди страшное появление израильских солдат. В ужасе бегут палестинцы, а с ними вместе еврейка. Назад, под мусульманскую кровлю, где её снова гостеприимно принимают. «Наши враги те, кто относится к нам несправедливо. К тебе никто не будет относиться как к чужой». И вот уже гостья переодевается в платье арабской женщины, воспринимает исламскую мудрость. Затем её арестовывают подручные Моше, хотя они знают, что перед ними еврейка, но она самоотверженно борется за освобождение арабов. Её приводят в кабинет, украшенный копиями статуй Микельанджело (???) и пытаются вразумить, говоря, о благородной семье (еврейская «голубая кровь») предков женщины и, к тому же, жертвах Холокоста. (Идёт типичная подтасовка фактов). Героиня отвечает «Мой дедушка умер не за то, чтобы вы тут убивали. Он умер от рук таки же убийц, как и вы. В этой книге вы видели, чтобы в Польше арабы убили хотя бы одного иудея?» (очень интересное замечание. Во время войны арабов в том регионе действительно не было, о чём мусульманские зрители воспитанные в эпоху исламизации Европы скорее всего даже не подозревают). И, самый главный вывод из её уст, ради которого и был замыслен весь этот образ: «раньше не знали такого государства, Израиль». После чего, разумеется, авторша слогана пополняет ряды борцов за правое палестинское дело.

Расстановка сил и конфликт налицо. Решать его можно только оружием и в добротных голливудских традициях. Естественно, следуют эпизоды массового истребления израильских солдат, начиная с первой совершенно анекдотической  перестрелки в Старом городе Иерусалима. Затем бравые турецкие супермены втроём захватывают центральный командный пункт, уничтожают военную авиабазу, штурмуют тюрьму и  освобождают арабских заключённых. А в заключение (правда уже с поддержкой палестинцев) наносят сокрушительное поражение ЦаХаЛу где то на «территориях». После этих побед еврейская армия как таковая перестала существовать.

В финале Рембо с Босфора, победив всех израильских врагов стоит среди развалин арабского селения, как последняя надежда палестинцев. Так, что, если в реальности взять реванш за провал провокации «флотилии мира» великий турецкий «старший брат»  полностью не сумел, он проделал это в кино. И не столь уж безобидно, если учесть, что аудитория у этого творения не только в мусульманских регионах, но и в странах со смешанным населением очень велика. (В России, например, его выложили сразу на нескольких сайтах и положительные отклики на него исчисляются сотнями). Громадная масса потенциальных малообразованных зрителей, охваченная священным религиозным гневом и состраданием к «несправедливо обиженным» палестинцам, с охотой будет судить о ближневосточном конфликте по данному пропитанному явным и замаскированным враньём фильму, преследующему, кроме всего прочего, цель возвеличить роль Турции в исламском мире. И, кстати, о названии «Долина волков». В фольклоре многих тюркских народов волк издавна является олицетворением всех самых положительных качеств. Это заметка к пониманию особенностей символики восточных культур.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.