Рай сейчас (Германия-Франция-Нидерланды-Израиль-Палестина, 2005) Режиссёр Х. Абу-Ассад

Длительность 89 минут

Любопытный взгляд на проблему терроризма со стороны палестинцев. Критики указывают на прямое сходство названия со знаменитым фильмом Ф.Ф. Копполы «Апокалипсис сейчас». Два друга Халед и Саид, жители Наблуса (западный берег реки Иордан), в прошлом автомеханики, а ныне безработные, находятся в поле зрения одной из экстремистских группировок. В один прекрасный день оба получают задание стать шахидами — самоубийцами и совершить двойной теракт в Тель-Авиве, «самую важную операцию за два года». Они согласны, но их душевное состояние резко меняется. Ведь одно дело, когда на самопожертвование идёт кто-то другой, а тут расстаться с жизнью должен именно ты и земного твоего срока осталось несколько часов. Вот эта попытка показать на экране личностно-психологический портрет исполнителя терактов и представляет очень большой интерес. В своём согласии друзья руководствуются разными мотивами. Халед идёт на это, как верующий мусульманин и убеждённый враг Израиля. С Саидом сложнее. Он родился и вырос в лагере для беженцев, в шесть лет стал свидетелем теракта. Похоже, его отец казнён за «сотрудничество с ними», то есть израильтянами.  Участие в теракте для юноши попытка реабилитировать себя в глазах патриотически настроенных палестинцев..

С момента сообщения друзьям о предстоящей миссии, их плотно опекает представитель организации Джамаль, который продолжает непрерывную идеологическую обработку «кандидатов», так, чтобы они не смогли бы прислушаться к своему внутреннему голосу. Из его уст потоком льются слоганы, типа:  «Если мы будем слабыми «наша жизнь будет не лучше, чем у животных». «Лучше умереть, чем бояться». «Тот, кто борется и готов отдать свою жизнь, достоин свободы» и т д. Подробно показаны все ритуалы подготовки к теракту. Неизбежное фото и телеобращение будущих смертников, где они по бумажке и с обязательной ссылкой на Аллаха милостивого и справедливого заявляют: «Единственное, что мы сейчас должны делать – это бороться против Израиля… израильтяне всё больше и больше расселяются на наших землях, Иерусалим полностью насыщен ими… они пытаются переделать нас… но нет, мы не боимся. Мы выбираем смерть. Я, как шахид, иду на смерть сознательно». (настораживающие зрителя моменты: видеокамеру постоянно заедает, а функционеры в самый торжественный момент начинают жадно поглощать питы). Палестинских героев стригут и бреют, делая их внешне похожими на поселенцев. Они омываются, надевают «сбрую» с взрывчаткой и чистые одежды, Далее трапеза, встреча с местным лидером боевиков Абу Халемом, и его напутствие: «великая честь удостоиться такой доли, Аллах пожелал направить Вас в дальний путь и он позаботится о вас… мы гордимся вами». Террористам дают деньги и фальшивые документы, везут в автомобиле. Их нелегально переправляют в Израиль. Контрольно-следовую полосу старательно переходят задом, изображая движение в сторону автономии, но попытка не удалась – напоролись на патруль ЦаХаЛа. Хотя одна деталь привлекает внимание зрителя: ещё на палестинской территории Саид задаёт вопрос: «Халед, а мы не делаем с тобой ошибку?»

Во время вынужденного возвращения друзья расстались и Саид потерялся. Его сообщников охватила паника: не захватили ли его в плен, не стал ли он предателем? Срочно рассредоточились по разным местам и, когда Саид появился на базе, там уже никого не было. На ноги подняли всю инфраструктуру экстремистов с целью найти исчезнувшего кандидата в шахиды. Причём, если с Халеда сняли взрывчатку, то Саид продолжал оставаться живой бомбой и в таком виде разгуливал по автономии. Оказавшись один, он вынужден преодолевать внутренние сомнения, которые не удавалось подавить даже постоянным обращением к Аллаху. Друг нашёл его только ночью и доставил к экстремистам. Пройдя проверку, тот снова, уже более убеждённо пошёл на «дело». И вот уже террористы на территории Израиля и едут в Тель-Авив. Подчёркнута огромная разница между нарядным, искрящемся жизнью приморским городом и родным для Саида и Халеда Наблусом. То поселение чем-то напоминает призрак. Скопище убогих зданий, лишённых зелёного окружения. Оживлён только центр. В остальном на улицах мало людей  и работающих магазинов, ставни закрыты, встречаются разрушенные дома. А в Тель-Авиве всё по другому (хорошо живут проклятые евреи!), но позиции друзей, похоже поменялись. Теперь уже Халед сомневается в целесообразности терактов. Он убеждает Саида, говоря ему: «Так мы не победим никогда». «Может другие методы сопротивления быстрее принесут свободу». Увы, переубедить сообщника ему не удаётся. Ловко отделавшись от Халеда, Саид отправляется на остановку и садится в рейсовый автобус. Там он приводит в действие взрывное устройство.Для понимания концепции фильма нужно обязательно остановиться на образе палестинской девушки. Суха (Лубна Азабаль), дочь погибшего героя интифады Абу Ассама. После смерти отца она училась во Франции, затем жила в Марокко и эти поездки расширили её кругозор. Именно в диалоге с Халедом из её уст звучит осуждение террора: «Неужели нельзя найти другого способа, как улучшить свою жизнь». «По крайней мере, израильтяне не убивают нас так, как вы это делаете с ними». «Какие жертвы, это обыкновенная месть и только», «Неужели ты не видишь, что такие действия разрушают нас». Халед не может возразить ей ничего, кроме избитых штампов: «Смерть всех уравнивает», «Нас ждёт рай», «Я предпочитаю верить в рай, чем жить в аду. В такой жизни мы заживо мертвы». «Я выбрал себе смерть». Но последующие события показали, что Суха заронила в душу собеседника сомнения в правоте своего дела, и это сохранило ему жизнь.

В целом, у зрителей остаётся впечатление, что режиссёр пытается здраво оценить арабо-израильский конфликт и склоняется к мысли об отсутствии для обеих сторон альтернативы мирным переговорам. И отрадно слышать такой голос с палестинской стороны. Фильм номинировался на «Оскар». В США его прокатом занялась известная фирма «Warner Brothers»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.