Блеск (Австралия, 1996) Режиссёр Д. Хикс

Длительность 101 минута

Один из наиболее удачных австралийских фильмов 1990-х, удостоенный многих наград. Сюжет основан на реальной истории пианиста Дэвида Хелфготта. Правда после выхода родственники главного героя сочли факты его биографии, касающиеся взаимоотношений музыканта с его отцом искажающими реальную картину его жизни. Но психологически точная обрисовка характеров и великолепный актёрский ансамбль обеспечили ленте восторженные отзывы критиков и большой коммерческий успех. К основному действию зритель переходит после пролога изображающего одинокого и странного мужчину пытающегося укрыться в ресторане от проливного дождя. Вслед за тем зрителя переносят в конец 1940-х годов в провинциальный городок «зелёного континента». Там в семье еврея-переселенца из Европы Элии Питера Хелфгота (Армин Мюллер-Шталь) произрастал одарённый мальчик Дэвид. Ещё не достигнув возраста бар-мицвы (кстати показанной в фильме) он уже стал известен как талантливый пианист. Папа, мечтавший когда-то стать скрипачом, перенёс все свои неосуществлённые желания на сына, но, обладая тяжёлым, деспотичным характером, наложил неизгладимый отпечаток на всю дальнейшую жизнь Дэвида.

 

Оценку исполнения ролей главных персонажей лучше всего начать именно с очень сильной работы Армина Мюллер-Шталя. Он актёр высокого класса, но даже в галерее рельефных образов (в том числе в фильмах на еврейскую тему) созданный им Элия Питер запоминается надолго. Перед нами сильная и противоречивая личность – человек прошедший суровую школу. Он потерял многих родственников во время Холокоста и убеждён в справедливости принципа: «Нужно быть сильным», «Всегда необходимо побеждать», «Семья это главное». Он гордится успехами любимого чада и собирает все отзывы о его достижениях. Он ставит перед сыном невыполнимые задачи, ориентируя его на исполнение одного из сложнейших произведений мирового репертуара – 3-го фортепианного концерта С. Рахманинова. Но, с другой стороны, среди родных, это диктатор и все домашние обязаны ходить только по той половице на которую укажет муж и отец. Дети его просто боятся и идти против его воли не в состоянии. Тем более, что в случае сопротивления он способен поднять руку на чадо, а она у него тяжёлая. Вот и в фильме: не захотел отпустить Дэвида в США учиться и не отпустил. А когда уже взрослый сын всё-таки вырвался и уехал обучаться музыке в Лондон, Элия Питер проклял его и закрыл для отпрыска двери родительского дома навсегда. Нужно видеть с какой непреклонностью он уничтожает альбом вырезок из газет, посвящённых выступлениям Дэвида. Возникает обоснованный вопрос: а не в гнёте ли папаши источник многих дальнейших испытаний талантливого музыканта?В отличие от сложившегося и несокрушимого в своих взглядах отца, образ Дэвида показан на протяжении многих лет и дан в развитии. Вот он робкий мальчик (Алексей Рафалович) полностью покорный воле отца, но при этом любящий музыку. А вот уже перед нами подросток (Ноах Тэйлор), переживающий тяжёлое потрясение, когда самый родной человек закрыл ему дорогу в США. В эти трудные годы он нашёл поддержку и понимание в доме знменитой писательницы левых взглядов Катарины Сусанны Причард (1884 — 1969). В толковании Гуги Холке это также яркая личность и обаятельная женщина, понимающая степень одарённости молодого пианиста и благословляющая его на поездку в Великобританию. Достаточно колоритны и учителя музыки Дэвида, особенно профессор Сесил Паркс (великолепная работа Джона Гилгуда). Он преподавал ученику не столько искусство беглости, сколько умение жить исполняемым произведением, особенно, если это касается такой сложной, глубокой по содержанию вещи, как концерт Рахманинова. Можно предположить, что такая сверхзадача оказалась непосильной для хрупкого юноши с прекрасными руками, обострила уже существующий надлом психики и ввергла в пучину болезни. Вот здесь-то и нужно отметить уникальную работу Джеффри Раша, блистательно показавшего в своём герое и постоянную замутнённость сознания и непрекращающуюся любовь к музыке. На протяжении многих лет он живёт в призрачном мире, напоминающем возродившееся детство с его мгновенными переходами из одного состояния в другой, болтливостью и неспособностью сосредоточиться на важных вещах. Однако, загнанная внутрь после варварского лечения электричеством и запрещения играть на пианино, эта главная эмоция его жизни всё-таки нашла выход. Сначала в выступлениях в ресторане, где рядовая, готовая повеселиться над выходками странного посетителя публика, оказалась буквально ошарашена, услышав не корявые упражнения любителя, а искромётную игру настоящего Артиста. А затем триумфальное возвращение к концертной деятельности… И самое невероятное в жизни Дэвида – встреча с Джилиан (Линн Редгрейв) –увидевшей в полусумасшедшем музыканте трепетную душу, нуждающуюся в поддержке и соединившей с ним жизнь. (Тут самое время обмолвиться о загадках женской души, вдохновляемой верой в предначертание звёзд — Джилиан — астролог). Без неё не состоялись бы ни успехи, ни реабилитация пианиста, ни его выход на широкую дорогу творчества. Ну а еврейская тема, появившаяся в начале оказалась отодвинутой в сторону психологически насыщенным повествованием о непредсказуемости судьбы творческой личности. Для зрителей интересующихся хорошими фильмами и отражением еврейской темы в мировом кино.

Блеск (Австралия, 1996) Режиссёр Д. Хикс: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.