Мать Иисуса (СССР-Израиль, 1990) Режиссёр К. Худяков

Длительность 85 минут

МатьИ1Экранизация камерной драмы А Володина (1919 — 2001), написанной в советское время (1962) и четверть века пролежавшей в столе автора. Она получила популярность только на закате существования СССР, в эпоху перестройки и тут же привела внимание кинематографа, получившего возможность столь открыто высказаться на ранее запретную религиозную тему. Сценарий написал сам драматург, а консультантом выступил известный специалист по истории христианства, выкрест — священник Александр Мень. Для придания эффекта достоверности съёмки проходили в Израиле, в том самом «гнезде мирового сионизма» о котором говорить без ругательных эпитетов за несколько лет до того было невозможно. Как обычно у Володина действие развёртывается просто и психологически достоверно. После распятия и смерти проповедника до дома его матери Марии (Лариса Богословская), где-то недалеко от Иерусалима, уже докатился слух, что Иисус воскрес. И вот в её нищем жилище собираются персонажи: сестра, старший брат с сыном, богатый римлянин. Появляются женщина со стороны, ученик погибшего, фарисей…

У каждого свой взгляд на Христа и произошедшие события. Каждый из присутствующих представляет собой отражение определённой человеческой позиции в которой вера занимает большее или меньшее место. А рядом на пустыре копится народ, жаждущий чуда. МатьИ3 Символичность персонажей подчёркивается отсутствием у них имён и названной национальной принадлежности, хотя типы лиц сразу побуждают вспомнить религиозные полотна русских художников. Каждый персонаж концентрирует в себе несколько доминирующих черт. Сестра (Елена Яковлева) – выражает озлобленность и желание отомстить. Старший брат (Андрей Сергеев) – воплощение практического разума стремящегося использовать авторитет покойника в своих интересах, но так, чтобы не вызвать репрессии властей. Римлянин (А. Романцов) – человек далёкий от религии, единственный из присутствующих кто страдает от недостатка веры в добро. Его движения души явственно напоминают метания современного интеллигента. Ученик Иисуса (А. Тарамаев) желает нести благую весть «в массы», но ему нужно авторитетное разрешение на эту миссию. Фарисей (Л. Тимцуник) – откровенный представитель официальной религии, претендующей на монополию в духовной сфере. Сохранить её можно только репрессиями, неудивительно, что прямым следствием вторжения в дом этого чиновника от веры стало объявление им церковного проклятия в адрес родственников Иисуса. Эта мера приводит к бегству родственников и Мария к концу действия остаётся одна. МатьИ2Главная героиня страдает и ей трудно разобраться в спорах вокруг её сына, но в материнском сердце живёт надежда: может быть воскресший Иисус вспомнит о ней и вернётся. Как отметил сам Володин: «Диктовало эту пьесу преклонение перед Богоматерью – Женщиной, которую почитает не менее половины человечества, – ее чистотой, милосердием, твердостью в вере, смирением, терпением. В жизни, верится, Мария не походила на тот величавый образ, который постепенно создали легенды и искусство. Но именно в этом ее величие» .МатьИ6Произведение далеко от любой религиозной системы, как далёк от неё был и сам автор, ассимилированный еврей Александр Лифшиц, оторвавшийся от родного по крови этноса и его традиции, но воспринявший богатство русской культуры с её духовными исканиями. Опираясь на её высокие идеалы, пронесённые им через десятилетия советского идеологического давления, он считал высшим достижением человека и человечества веру в приоритет морали. Утверждение внеклассовых, общечеловеческих ценностей, отрицание насилия, да ещё через христианские идеи и делало его пьесу неприемлемой в СССР. Концепцию автора хорошо выражает высказывание сделанное им в одном из интервью: «Я не стремился к диалогу с христианством… эта пьеса   попытка сказать об истинной нравственности, чувстве вины, жажде покаяния, о вере вообще, без которой жизнь бесплодна».МатьИ4 Своими словами драматург чётко определил свою позицию и добавить к его самооценке нечего. А собственно еврейская тема в фильме не выходит за рамки скупого показа видов Святой земли, оставшихся декорацией для этой драмы. Лента сделана корректно, однако литературный источник давал режиссёру материал для более глубокого прочтения. На экране же получился фильм-спектакль с минимумом действия и обилием слов. Игра актёров хороша, но нагнетаемая некоторыми исполнителями (Е. Яковлева) эмоциональность временами выглядит истеричностью. Для зрителя интересующегося использованием еврейской темы в кино

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.