Длительность 540 минут (12 х 45)
Мастеровито сделанный сериал в котором просматривается влияние ранее выпущенной «Ликвидации» (см каталог). Время действия примерно то же (1947 год) — период когда послевоенная разруха сделала возможным взрыв преступности. И здесь налицо один из руководителей угрозыска, геройский милиционер Егор Драгун (Павел Деревянко), ведущий борьбу с воровскими шайками. Однако для усиления динамики сюжета в сценарий введена линия где группа спецагентов из бывших эсэсовцев желают вывезти «за кордон» содержащегося в лагере для немецких военнопленных крупного немецкого учёного. В прошлом он был причастен в разработкам атомного оружия в гитлеровской Германии и представляет для шпионов особую ценность. Происходит всё это в Ростове-папе, который также немыслим без лиц с известной «пятой графой», как и Одесса-мама. И так же, как и во многих других местах СССР, большая еврейская община города на Дону была почти полностью уничтожена в в августе 1942 года после повторного захвата Ростова оккупантами.
На экране воссозданы многие черты местной субкультуры, включая специфический говор. Но почти нет уже еврейского колорита, хотя достаточно реалистично показаны полуразрушенные улицы, полупустой рынок и нищета.Еврейская тема пробивается в фильме исподволь. Сначала мы видим кряжистого старика с которым его знакомый здоровается «Шолом-Алейхем». Скоро выясняется, что перед нами дед Варрава (Андрей Смирнов), один из авторитетов криминального мира, активный «игрок» черного рынка. Пользуется безоговорочным уважением не только воровских банд, но и сферы обслуживания. Директор коммерческого ресторана, видимо, признал его «крышей» и предоставил в постоянное пользование отдельный кабинетик, где и происходили встречи бандитов. Впрочем, ему не было чуждо милосердие и своеобразный патриотизм. Варрава помогал нуждающимся, хотя избегал «соплей». Поняв, какой враг противостоит местной власти, он, вопреки «понятиям», поделился с ней имеющейся у него информацией и способствовал разгрому противника. Менее колоритны три молодых еврея из одного двора: Юля (Мария Антонова) и Яша (Егор Карельский) и Моня (Вадим Норштейн). Первые двое — брат с сестрой – выжили, ибо ушли в плавни к партизанам. А после освобождения города устроились в милицию: Юля – секретаршей, а Яша в следственный отдел. Очкарик, в полуеврейской ермолке, он проводил любую свободную минуту за чтением. Увлечение книгой спасло ему жизнь. На бывшего студента-скрипача музучилища Моню (кадр с его изображением не обнаружен) в феврале 1945-го пришла похоронка, но получать её оказалось некому: все близкие погибли. Вернувшись к дому, где давно уже жили чужие люди, он узнал от друзей, что единственный из своей семьи остался в живых. Так и недоучившись, не сняв военной гимнастёрки, юноша пошёл работать в полуджазовый ансамбль, игравший в и кинотеатре, и в ресторане.К концу многосерийного действия еврейская тема окончательно затрялась где-то на втором плане. Но на одной сцене из третьей серии следует остановиться подробнее. С воскресшим из мёртвых Моней Юля отправилась в Змиевскую балку, где только за один день гитлеровцы расстреляли 11.000 евреев Ростова. На экране пустынное место, жалкая кучка собравшихся в степи людей только подчёркивает их малочисленность и скорбь. Один из них доканчивает маленький памятник со звездой Давида и трагической датой 11 августа 1942 года. Пожилой мужчина так и не преодолев отчаяния от потери близких продолжает диалог с ними как с живыми. Старик в котором мы узнаём деда Варраву обращается к Моне, увидев у него в руках футляр: «Я извиняюсь спросить, вы не музыкант? … Так що вы стоите?» И услышав ответ: «Я четыре года не играл, пальцы уже не те», возражает: «Що пальцы, играйте сердцем». И звучит на одинокой скрипке траурная еврейская мелодия, все кладут по иудейскому обряду на памятник камешки и молча уходят. Эпизод идёт пять минут, но для него найдена точная, пронзительная интонация и это делает его возможно наиболее ярким фрагментом из всего сериала именно по эмоциональному воздействию. Не могу удержаться, и привожу эту сцену целиком, дабы зритель мог непосредственно убедиться в обоснованности суждения. 0333
Для зрителя интересующегося отражением еврейской темы в постсоветском кино.