Флэшбэк (Латвия-Израиль-Франция, 2002) Режиссёр Г. Франк

Длительность 105 минут

Флэшбэк1Полное название «Флэшбэк. Оглянись у порога«. Удивительнейший фильм знаменитого режиссёра, латвийского еврея, Герца Франка (1926 — 2013), совершившего на склоне дней алию в Израиль, очень условно можно отнести к документалистике. Вынесенный в название термин обозначает в кинематографии обратный кадр, а в более широком понимании взгляд в прошлое. Поводом для создания ленты стало критическое событие в жизни Герца произошедшее сразу после завершения предыдущей работы «Человек Стены Плача» (см каталог). В связи с резким ухудшением состояния здоровья ему предложили сделать вторую операцию на сердце в тель-авивской клинике «Шаарей цедек» — «Врата справедливости». Учитывая свой возраст (73 года) и не питая особых иллюзий по поводу исхода хирургического вмешательства, Франк решил подвести итог своего творчества, но сделал это в присущей ему бескомпромиссной манере. Встретившись со знакомым ему оператором Григорием Манюком, режиссёр предложил ему снимать свой путь в больницу и ход последующей операции. Тем самым был заявлен уровень откровенности. 

Проработавший в документалистике более 40-ка лет и творящий (как он сам сказал) мир по образу и подобию своих чувств Франк, решил предельно честно ответить на вопрос как жил и зачем снимал. Весь фильм представляет собой поток мыслей, чувств и воспоминаний, где причудливо перемежаются прошлое с настоящим, реальность и её творческое отображение. Важнейшее место в развитии замысла занимают фрагменты из созданных мастером работ. Подбор видеоряда, умный, произнесённый непосредственно режиссёром закадровый голос определяют глубоко личную, авторскую интонацию. Всё вместе создает глубокое впечатление и помогает понять замысел режиссёра четко сформулированный им в интервью каналу «Культура»  «Это фильм – исповедь (…). Каждый кадр, из 400, вошедших в фильм, — подлинный документ. Вместе они образуют художественную ткань с драматическим сюжетом, в котором есть философия, личное мироощущение и, разумеется, визуальная культура. К строгому образному ряду и приросло все остальное — слово, музыка, шумы, тишина, которая тоже имеет свой голос. В документальном кино меня всегда привлекали душевная жизнь человека, личность и вечные проблемы — любовь, рождение, смерть, судьба… И всегда мучили сомнения : имеем ли мы, документалисты, право обнажать чужую жизнь? Я сомневался и продолжал снимать».

Соответствует ли фильм заявленной позиции? В высшей степени. И расписывать после таких слов своё впечатление от его различных деталей всё равно что размазывать манную кашу по мелкой тарелке. Это нужно смотреть и пропускать через разум и сердце. К сказанному режиссёром можно добавить только краткую оценку еврейской линии. Задушевными выглядят фрагменты посвящённые еврейской семье Герца. Последовательность нескольких снимков сделанных его отцом-фотографом ещё до войны в небольшом латвийском городке Лудза воссоздала атмосферу того времени и помогла представить толчок к развитию желания мальчика снимать кино. Интересен также эпизод в котором внуку Франка делают уже на Земле обетованной обрезание (брит-милу), как и ему самому на три четверти века ранее сделали его в Латвии. И режиссёр предстает здесь звеном в цепи не только общечеловеческих, но и еврейских ценностей. По мнению автора аннотации перед нами не только лучшая работа Франка, но и один из значительных фильмов 20-го века. Для любителей серьёзного кино.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.